ВНИМАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЕ

Внимания исследование (в клинической психологии) — совокупность методических приемов и средств, применяемых при изучении внимания. В. и. проводится при профотборе, выявлении готовности к школе и причин неуспеваемости. В клинической психологии диагностика нарушений некоторых свойств внимания позволяет выявить снижение работоспособности, возникающее в результате соматических и психических заболеваний. Используются следующие методики.

(а)

Методика "Корректурная проба", предложена в 1895 г. Б. Бурдоном, применяется для диагностики устойчивости, переключаемости, выявления степени концентрации внимания, работоспособности, утомляемости при выполнении монотонной деятельности. Анализу подлежат два показателя: скорость и точность выполнения теста.

Быстрый темп выполнения характерен для больных с маниакально-депрессивным психозом в состоянии маниакальности, а медленный — для больных в депрессивном состоянии. Существуют различные модификации теста: тест Тулуза — Пьерона, кольца Ландольта, которые используются для обследования детей дошкольного возраста.

(б) Методика "Отыскивание чисел" (таблицы Шульте), используется для исследования устойчивости, объема внимания, психического темпа. Анализируется показатель — время выполнения теста. Увеличение времени отыскивания чисел характерно для больных с сосудистыми заболеваниями (атеросклероз головного мозга), для больных эпилепсией, однако, причины замедления темпа у указанных больных различны. Существует модификация этой методики — "черно-красные таблицы", предложенная Ф. Д. Горбовым (1959, 1964), применяется для диагностики переключаемости внимания.

(в)

Методика "Кубики Кооса", предложена К. Коосом в 1920 г., с ее помощью проводят диагностику нарушений устойчивости внимания, ориентации в пространстве, работоспособности, сообразительности. Фиксируется время выполнения заданий. Трудности при их выполнении обычно возникают у больных со сниженным интеллектом (олигофрения), больных с органическими заболеваниями и больных с локальными поражениями мозга. В отдельных случаях данная методика используется как невербальный тест интеллекта.

(г)

Методика "Куб Линка" используется для исследования устойчивости внимания, эмоциональных реакций, пространственных нарушений. Непонимание инструкции и вследствие этого невозможность выполнить задание характерны для больных олигофренией (средняя ее степень — имбецильность), больных со сниженным интеллектом в результате органических поражений мозга, больных с локальным поражением мозга (левая теменная доля). Нарушения, проявляющиеся в виде увеличение ошибок к концу работы, утомляемости характерны для астенизированных больных.

(д) "Доски Сегена" — методика предложена Э. Сегеном в 1866 году, позволяет определить умственное развитие детей дошкольного возраста, выявить детей с его задержкой.

И. М. Карлинская, И. Б. Ханина

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии