ВИДЫ РЕЧИ

Виды речи — разновидности использования языка в зависимости от формы фиксации (устная, звучащая и письменная, графическая), от ситуации (публичная и бытовая), от условий предварительной подготовки (спонтанная и подготовленная), от специфики коммуникативного задания (разговорная и книжная; повествовательная и описательная; информационно-логическая и художественная и мн. др.), от темы и т. п. Различные виды и формы Р. строятся по специфическим законам и имеют существенные отличия в порождении и восприятии.

Устная речь воспринимается на слух и характеризуется тем, что необратима во времени. Отдельные компоненты устного речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно, в то время как письменный текст может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими "кусками". Восприятие письменной речи может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания).

При спонтанной речи "синтаксическая структура высказывания не задана с самого начала или задана лишь частично и достраивается только в процессе генерации высказывания" (А.А.

Леонтьев).

Подготовленная речь (как правило, письменная) отличается и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях, ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать. Разговорная речь реализуется, как правило, в устной форме, что позволяет выделять "устно-разговорную разновидность" языка, которая противопоставляется "книжно-письменной".

В публичных выступлениях на общественно значимые темы (доклад, лекция, сообщение, выступление, консультация, беседа) используется особая разновидность устной формы литературного языка — устная публичная речь, специальное изучение которой началось в 70-х гг. XX в.

В такой речи создаются условия для действия противоположно направленных тенденций, и вопрос о ее специфике является дискуссионным. Устность такой речи обусловливает спонтанное и некодифицированное соединение в ней разностилевых элементов (О.А. Лаптева), а наличие книжно-письменных средств и высокая степень соотносительности с функциональными стилями письменного литературного языка является признаком книжной, кодифицированной речи (Е.А. Земская, Д.Н.

Шмелев, М.В. Панов).

Превалирование устности или публичности зависит от характеристик адресата (например, степени его информированности, от того, единичный он, коллективный или массовый), от социальных отношений между адресантом и адресатом, от выбранной формы (монологической или диалогической) и т. п.

А.А. Леонтьев, С.А. Шаповал