ВЕРНЕР

ВЕРНЕР (Werner) Хайнц (1890—1964) — немецко-американский психолог, один из крупнейших специалистов в области психологии развития; близок по своим взглядам к Г. Кафке. Образование получил в Венском ун-те (докторская степень, 1914), профессор (Гамбург, 1926). С 1933 г. читал гостевые лекции в различных американских университетах (в

Мичигане, 1933, в Кембридже, 1936). С 1944 г. работал в качестве профессора в Бруклине, с 1947 г. — в университете Кларка в Вустере. В. принадлежал к основоположникам сравнительной психологии. Считал, что генетический подход может применяться в тех случаях, когда налицо любые изменения поведения, т. е. в сравнительной, детской, дифференциальной психологии, в патопсихологии и в психологии народов. Развитие всех форм жизни понималось В. как осуществление "ортогенетического закона", в соответствии с которым саморазвивающаяся система переходит от состояния относительной размытости, неопределенности и малой дифференцированности к состоянию большей четкости, дифференциации, связи и иерархической интеграции.

В силу этого, если речь идет о развитии ребенка, то общество предстает лишь частным фактором, провоцирующим развертывание изначально присущих ребенку, имманентных (внутренних), психологических структур. Пытался использовать данный закон в кросс-культурных исследованиях, прежде всего в изучении процесса образования понятий.

По его мнению, в мышлении как "примитивного" человека, представителя традиционного общества, где нет письменности, так и неполноценного человека или ребенка имеются сходные структурные элементы, для которых характерным является недифференцированность, синкретичность мышления, осуществляющегося по типу "комплексов": отдельные, актуально воспринимаемые и поэтому часто случайные признаки стойко объединяются в единый образ; мышление не отделено от восприятия, эмоций и действий; нет различения субъекта и объекта; используются лишь конкретные способы классификации. При этом современный человек, в сравнении с "примитивным", позже достигает зрелости, но его интеллектуальное развитие продолжается значительно дольше, а не останавливаясь на ранних этапах. В. проводил также исследования развития восприятия и речи, в частности изучал процесс переключения ориентировки детей с формы предмета на его цвет. Автор трудов: "Ursprünge der Metapher", Lpz., 1919; "Grundfragen der Intensitätspsychologie", 1922; "Einführung in die Entwicklungspsychologie", Lpz., 1926; "Grundfragen der Sprachphysiognomik", Lpz., 1932; "Impairment in thought processes of brain-injured children" (совм. с Strauss A.A.) // Am. J. of Mental Deficiency. 1943, 47; "Perceptual Development", 1957; "Symbol Formation" (совм. с B. Kaplan), 1963.

И.М. Кондаков