Гуманные отношения (в детском возрасте) [лат. hūmanus — человеческий, человечный, человеколюбивый] — 1) форма межличностных отношений, основанных на принципах гуманности; 2) совокупность гармоничных отношений субъекта с миром, другими людьми и с самим собой. Закономерности и феноменология развития Г. о. к другому человеку как к ценности явились предметом изучения в концепции деятельностного опосредствования, где показано, что Г. о. не могут быть сведены к явлениям альтруизма, эмпатии и так наз. "Помогающего поведения". В онтогенезе Г. о. формируются в процессе совместной деятельности детей со взрослым и сверстником и зависят от ее содержания и ценностных характеристик. Опосредствованные совместной деятельностью Г. о. в детских группах имеют уровневую организацию, которая включает функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые отношения между сверстниками. Становление Г. о. в онтогенезе подчинено общепсихологической закономерности развития высших форм поведения, обозначенной как параллелограмм генезиса опосредствования (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).
Г. о. в детской группе развиваются от непосредственных реакций на чужое неблагополучие в дошкольном возрасте, через внешнее опосредствование содержанием совместной деятельности у младших школьников и затем к отношениям внутренне опосредствованным гуманными смысловыми установками в подростковом возрасте. Рассмотрение Г. о. в широком контексте обретения гармонии отношений субъекта с миром продиктовано необходимостью формирования экологического сознания и ответственного отношения к окружающей среде в современных условиях.
В.В. Абраменкова