ГУДИНАФ «НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА» ТЕСТ

Гудинаф "нарисуй человека" тест (Goodenough Draw-A-Man Test) — тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития детей и подростков. Предложен Ф. Гудинаф в 1926 г.

Обследуемому предлагают изобразить на листе бумаги мужчину, причем просят сделать это как можно лучше. Время рисования не ограничивается. Оценка уровня интеллектуального развития осуществляется на основе того, какие части тела и детали одежды изображает обследуемый, как учтены пропорции, перспектива и т. д. Ф. Гудинаф разработала шкалу, по которой можно оценить 51 элемент рисунка. Имеются нормы для детей от 3 до 13 лет, которые могут быть сопоставлены с умственным возрастом. Надежность Г."н. ч." т., неоднократно проверявшаяся разными методами, достаточно высока.

Коэффициент надежности ретестовой составляет 0,68, а коэффициент надежности методом расщепления — 0,89. Показатели валидности конструктной, несмотря на вариабельность, превышают 0,50. Г."н. ч." т. может быть использован как в индивидуальном, так и в групповом исследовании. На его основе К. Маховер была предложена проективная методика исследования личности.

В 1963 г. Д. Харрисом Г."н. ч." т. был пересмотрен, расширен и опубликован под названием "Гудинаф — Харрис рисования тест" (Goodenough — Harris Drawing Test). В варианте, предложенном Д.

Харрисом, после того как нарисован мужчина, обследуемому предлагают изобразить женщину, а затем нарисовать свой портрет. Наряду с известным способом оценки рисунка по его элементам предложена более простая обработка результатов тестирования — качественная оценка рисунка в целом путем сопоставления полученного изображения с 12 образцами (по степени сходства с эталоном). Коэффициент корреляции между данными, полученными при рисовании мужчины и женщины, весьма высок (0,91—0,98), что позволяет считать оба варианта взаимозаменяемыми. Изображение испытуемым самого себя разрабатывалось Д. Харрисом как проективная методика исследования личности.

Л. Ф.

Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии