ГРУППА ОБЩЕСТВЕННАЯ В СОЦИОЛОГИИ

ГРУППА ОБЩЕСТВЕННАЯ в социологии — в самом широком смысле, множество индивидов, связанных определенными отношениями. В английской философии (Т. Гоббс) и политэкономии 17 в. Г.О. — люди, связанные общими интересами. Как полагает А.И. Донцов, слово «группа» попало в русский язык в начале 19 в. из итальянского языка как технический термин живописцев, используемый для обозначения нескольких «фигур, целое составляющих, и так приноровленных, что глаз разом их озирает».

Вплоть до 20 в. в социальных науках Г.О. понималась как образование когнитивной природы. В определениях подчеркивались свойства, выделенные по когнитивному критерию.

Одни в качестве существенных атрибутов указывали общность интересов и ценностей, другие — наличие общих прав и обязанностей, третьи — осознание членами группы своей принадлежности или границ, четвертые — признание группы внешними наблюдателями. В любом случае Г.О. мыслилась как дискретное, длительно существующее и признаваемое объединение индивидов. В теориях социальной идентичности и социальной категоризации (1970-е) минимальная группа порождается фактом признания несколькими индивидами своего членства в ней, т.е. принятием общего имени (расы, этноса, пола, профессии или условного ярлыка). Подобное понимание созвучно идеям социальной структуры (см.) как множества пересекающихся дискретных групп разного размера и природы.

Другой подход был намечен в начале 20 в. в работах символических интеракционистов (Дж. Мид — см., Г. Кули — см.), которые определяли Г.О. как множество взаимодействующих индивидов. Процессы взаимодействия приводят к возникновению особых качеств, несводимых к индивидуальным свойствам.

Это понимание стало доминирующим для исследователей, изучавших поведение малых групп в парадигме групповой динамики. Различия между когнитивистским и интеракционистским пониманием Г.О. отражено в различении условных и реальных групп, социальной структуры и социальной организации. В реальных группах независимо от их размера всегда можно проследить сеть прямых или опосредованных взаимодействий (см. Сеть социальная). Различают также первичные и вторичные, малые и большие, формальные и неформальные группы.

>Формирование и распад, свойства, структура и поведение реальных Г.О. лучше изучены на формальных и неформальных малых группах. Группы возникают спонтанно или под влиянием внешних сил для достижения определенных целей. Приверженность группе рассматривается как наиболее базовый процесс, основанный на сравнении затрат и пользы от вхождения в группу. В возникающей группе начинают действовать силы, обеспечивающие единство взглядов и поведения.

Эти процессы получили название солидарности или групповой сплоченности и формализованы Л. Фестингером, С. Шахтером и К. Бэком как сумма межиндивидуальной привлекательности, измеряемой обычно с помощью социометрии (см.). Подобный редукционизм породил тавтологические теории внутригрупповых процессов.

Для разрешения теоретических противоречий в теориях социальной идентичности и самокатегоризации было введено различение между личностной и групповой привлекательностью. Последняя понималась в терминах прототипичности и референтности. Другая трактовка сил сплочения связана с представлением о процессах социального влияния, главным образом, конформности, создающей единство взглядов, норм и поведения.

Наряду с тенденцией к единообразию и гомогенности, в Г.О. действуют процессы, создающие и поддерживающие неравенство и асимметрию отношений. Неравенство положения индивидов в Г.О. обозначают общим термином «групповая структура». Она включает распределение ролей и статусов, а также процессы лидерства (см.).

Роли — это индивидуальные предписания, касающиеся желательного и нежелательного поведения. Роли формируются спонтанным или предписанным распределением задач, могут быть очевидными и неочевидными, социальными (генерализованными, надгрупповыми) и межиндивидуальными. Ролевые ожидания позволяют делать поведение взаимно предсказуемым, их исполнение настолько облегчает индивидуальные действия, что роли используются людьми для самоидентификации и могут полностью заслонять индивидуальный вклад в поведение.

Статус определяется как положение индивида в группе, связанное с правами и обязанностями. По сравнению с ролями статусы более устойчивы и генерализуемы; они наделяют членов группы разными свободами и возможностями инициализации новых действий. Согласно теории приобретения статусов, они формируются в процессах социального сравнения. Объясняя различия в результатах поведения, менее успешные индивиды приходят к выводу о различиях в способностях или других атрибутах, связанных с индивидуальной привлекательностью, и приписывают более успешным членам группы более высокий статус. В случае отсутствия информации, времени или когнитивных ресурсов индивиды автоматически используют ожидания, связанные с установившимися социальными иерархиями, и наделяют более высоким статусом тех членов группы, кто в силу возраста, пола, опыта, профессиональной или национальной принадлежности, ассоциируется с более высоким статусом.

С.В. Сивуха