ГИДДИНГС

ГИДДИНГС (Giddings) Франклин Генри (1855-1931) — американский социолог, первый полный профессор социологии в США (в Колумбийском университете), президент Американского социологического общества (1908), основатель первой в США кафедры социологии в Колумбийском университете (1894).

Г., подобно Уорду (см.), ориентировался на создание всеохватывающей социологической системы, исходя из психологических оснований.

Характеризуя социологию как «конкретную, описательную, историческую, объяснительную» науку, Г. отмечал, что в отличие от психологии, изучающей проявления индивидуального разума, социология касается более сложных и специализированных явлениий разума, наблюдаемых в ассоциации индивидов друг с другом.

По мысли Г., социология — это наука, изучающая психические явления в их более высокой сложности и противодействии, в силу чего в социологии необходимо развивать «конструктивный» метод психологического синтеза на основе тщательного изучения психических вероятностей «великого мира человеческой борьбы».

Центральная теоретическая идея Г. наиболее полно выразилась в понятии «себеподобного сознания» («сознания рода», «родового сознания»), под которым подразумевалось чувство тождества, испытываемое одними людьми по отношению к другим. «Первичный элементарный субъективный факт в обществе есть сознание рода, — утверждал Г., — … под этими словами я подразумеваю такое состояние сознания, в котором всякое существо, какое бы место оно ни занимало в природе, признает другое сознательное существо принадлежащим к одному роду с собою». Именно «сознание рода», по Г., делает возможным осмысленное многомерное взаимодействие разумных существ и одновременно сохраняет индивидуальные особенности каждого из них, так как только сознание рода, по его мнению, отличает социальное поведение от чисто экономического, политического или чисто религиозного поведения.

Трактуя общество как рад взаимосвязанных дифференцированных групп и ассоциаций, в которых наблюдается постоянный сложный процесс производства и воспроизводства социальных отношений и сложных организаций, Г. считал необходимым рассматривать общество как союз, организацию, сумму внешних отношений, связывающих вместе соединившихся индивидов.

В качестве исходного момента социального организма Г. полагал исключительно психическое начало. «Общество в первоначальном смысле слова, — отмечал Г., — означает сотоварищество, общую жизнь, ассоциацию, а все… социальные факты по природе своей — психические», в силу чего общество есть «психическое явление, обусловленное физическим процессом».

Анализируя природу и характер общественной ассоциации индивидов, Г. утверждал, что «истинная ассоциация начинается в зарождении сознания рода», а «ассоциация подразумевает, что сношение убедило сталкивающихся индивидов в том, что они слишком подобны между собою, чтобы пытаться покорить друг друга…».

С точки зрения Г., в обществе действуют два основных типа сил, именуемые им «волевым процессом» и силами «искусственного отбора как сознательного выбора». В частности, это силы социализирующие (условие, по Г., внешнее по отношению к социальной структуре, порождающее ассоциацию и способствующее социализации) страсти и стремление индивидов, климат, почва и прочее, с одной стороны, и социальные силы — с другой. В структуру «социальных сил» Г. включал влияние группы или общества на индивида. Это влияние направляет поведение индивидов к достижению групповых целей любого характера. Примерами «социальных сил», полагал Г., могут служить общественное мнение или законодательство.

В общем виде социальный процесс выступает у Г. как взаимодействие сознательных мотивов, волевой ассоциации и физических сил.

К числу позитивных моментов социологического учения Г. можно отнести и его вывод о существовании определенной взаимосвязи между социальной структурой, социальным процессом, социальными силами и различного рода субъективными моментами социальных явлений.

В целом, придерживаясь в первый период своего творческого развития идеи психического эволюционизма, он полагал, что в общественном развитии действуют две силы: сознательная и бессознательная, поэтому главными факторами эволюции у него выступают, с одной стороны, объективно-природные, а с другой — субъективно-психологические. Причем последние приобретают не столько личностный, сколько коллективный характер как «сознание рода», которое и предопределяет поведение индивидов.

Позднее, в 1920-х, Г. начинает разделять базовые идеи творчества Э. Маха, Б. Рассела и пр., уделяет повышенное внимание статистическим методам исследования социальной реальности, чем содействует становлению эмпирической социологии

США. Предметом социологии Г. полагает в этот период своего творчества изучение «плюралистического поведения», сводимого им к совокупности реакций индивида на динамику стимулов среды.

А.А. Грицанов, В.И. Овчаренко