ГАРБУЗОВ Николай Александрович (1880—1955) — специалист в области музыкальной психоакустики, д-р искусствоведения (1940). Создатель оригинальной концепции зонной природы музыкального слуха. В 1906 г. окончил Горный ин-т в Петербурге, в 1916 — Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества. В 1921—1931 гг. вел исследовательскую работу в созданном при его непосредственном участии
Государственном институте музыкальной науки (ГИМН), был его директором. С 1932 работал в НИИ при Московской консерватории, с 1934 по 1937 г. — его директор. С 1923 по 1951 г. — профессор по классу акустики, в 1933—1948 г. руководитель акустической лаборатории Московской консерватории. Г. принимал активное участие в организации Института истории искусства АН СССР (1944) и возглавлял его музыкальный сектор. Основное направление исследовательской деятельности Г. — проблемы слухового восприятия.
Наиболее значительное достижение в этой области — обоснование зонной природы музыкального слуха.
На основе анализа экспериментальных данных выдвинул положение о том, что музыкальное восприятие имеет не точечный, а зонный характер, что в пределах зоны (например, в пределах одного определенного ступеневого качества) музыканты различают множество оттенков звука, каждый из которых может быть использован в высокохудожественном исполнении музыки как средство музыкальной выразительности. Выдвинул идею зависимости выбираемой интонации от музыкальных отношений между звуками и от образно-эмоционального содержания произведения.
В отношении звуковысотной организации музыки пришел к выводу, что математические строи существуют только отвлеченно теоретически, что реально музыка исполняется в зонном строе, который заключает в себе бесчисленное множество интонационных вариантов, а каждое исполнение музыкального произведения представляет собой неповторимый вариант этого строя. На основании своих экспериментов Г. уточнил типологию музыкального слуха и показал, что внутризонный интонационный слух при помощи специальных упражнений может быть активно развит.
В результате трудов Г. и его последователей музыкальная акустика обрела новое (после трудов Г. Гельмгольца, К. Штумпфа, Г. Фехнера и др.) качество: превратилась в инструмент познания сложнейших в психологическом плане творческих процессов. Основные труды Г.: "Теория многоосновности ладов и созвучий", ч. 1—2. М., 1928—1932; "Музыкальная акустика" (в соавт.), М. — Л., 1940, 1954; "Зонная природа звуковысотного слуха", М. — Л., 1948; "Зонная природа темпа и ритма", М., 1950; "Внутризонный интонационный слух и методы его развития", М. — Л., 1951; "Зонная природа динамического слуха", М., 1955; "Зонная природа тембрового слуха", М., 1956.
Ю.Н. Рагс