ГАЛЬПЕРИН

ГАЛЬПЕРИН Петр Яковлевич (1902—1988) — российский психолог, специалист в области теории и методологии психологии, истории психологии, возрастной и педагогической психологии. Д-р психологических наук (1965), профессор (1966). Засл. деятель науки РСФСР (1980).

Окончил Харьковский медицинский ин-т (1926). В 1926—1941 гг. работал в Харьковском психоневрологическом ин-те, заведуя лабораторией психофизиологии. Вел педагогическую работу в Харькове и Донецке (Сталино), активно участвовал в работе Харьковской группы психологов (А.Н. Леонтьев, А.В.

Запорожец, П.И. Зинченко, Л.И. Божович и др.). В 1941—1943 гг. работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Институте психологии (Свердловская область). С 1943 г. — в МГУ доцент, профессор, зав. кафедрой возрастной психологии (с 1967), профессор-консультант (с 1983). Г. — последователь генетического подхода в изучении психического развития, обоснованного Л.С. Выготским.

Стремился решать принципиальные вопросы психологии не редукционистскими, а собственно психологическими методами, объективно исследовать психическую деятельность и ее развитие. Г. выдвинул новое понимание предмета психологии как ориентировочной деятельности. Согласно Г., психика во всем диапазоне ее форм (познавательных процессов, потребностей, чувств, воли) по своей жизненной функции есть ориентировочная деятельность субъекта в проблемных ситуациях на основе образа. Психика как ориентировочная деятельность возникает в ситуации подвижной жизни для ориентировки в предметном поле на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа ("Введение в психологию", 1976; "Психология как объективная наука", 1998).

Он выделил и описал эволюционные уровни активности субъекта — уровень физический, физиологический, сознательные целенаправленные действия субъекта, уровень личностной регуляции действий. По Г., адекватным методом исследования психики как ориентировочной деятельности является формирующий эксперимент: "магистральный путь исследования психических явлений — это их построение с заданными свойствами". В большинстве своих работ противопоставлял констатирующую ("срезовую") и активно формирующую стратегии исследования.

Разработал теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий ("Развитие исследований по формированию умственных действий", 1959; "Формирование умственных действий и понятий", 1965). Внутри этой теории Г. были выдвинуты и развиты положения о видах и свойствах человеческих действий, о типах ориентировочной основы действия и соответствующих им типах учения, шкала поэтапного формирования. В качестве теорий второго уровня Г. выдвинул и экспериментально обосновал теорию языкового сознания, теорию внимания, ряд других частных психологических теорий. Согласно Г., процесс формирования умственных действий проходит ряд этапов: составление ориентировочной основы действия, формирование действия в материальном плане, в плане громкой речи, во внешней речи про себя, во внутренней речи.

На этих этапах происходит систематическая отработка желаемых свойств действия — разумности, обобщенности, сознательности, меры освоения и др. Формирование различных видов таких действий составило главную тему исследований Г. и его сотрудников в 1950—1980 гг. Их результатом явились данные о психологических механизмах познавательных процессов (внимания, мышления, восприятия и др.), новое решение ряда фундаментальных психологических проблем (природа инстинктов, соотношение обучения и развития и др.). Разрабатывал принципы дифференциальной диагностики умственного развития ребенка с последующей коррекцией как способом ликвидации педагогической запущенности ("Методы обучения и умственное развитие ребенка", 1985; "Актуальные проблемы возрастной психологии", 1978). Многие работы Г. переведены и изданы в США, Англии, Германии, Болгарии, Польше.

А.Н. Ждан, А.И. Подольский