ДУНКЕР

ДУНКЕР (Duncker) Карл (1903—1940) — немецко-американский психолог. Образование получил в Берлинском ун-те и ун-те Кларка (1923—1928, магистр, 1926; д-р философии, 1929). С 1930 г. работал в качестве ассистента в Психологическом ин-те Берлина, после переезда в США — в ун-те Кларка. По методологическим представлениям Д. был близок гештальтпсихологии.

Начинал свои психологические исследования с анализа движения в условиях разделения фигуры и фона. Известен прежде всего своими исследованиями продуктивного мышления. Открыл эффект "функциональной закрепленности", заключающийся в том, что используемые каким-то определенным образом объекты трудно начать использовать иначе. В 1924 г. вместе с К.

Зенером провел исследования научения, приведшие к парадоксальным результатам: механическое повторение решения проблемных задач ведет к ухудшению результатов при решении новых задач. Экспериментально, на своих студентах, которых он просил рассуждать вслух, показал, что понимание происходит постепенно и градуированно. Процесс решения проблемы включает в себя ряд последовательных переформулирований проблемы, которые совершаются до тех пор, пока не находится формулировка, для которой есть средства разрешения.

Таким образом, решение задачи состоит из качественно различных фаз: из фазы нахождения принципа ("функциональное решение задачи") и фазы реализации ("окончательное решение"). Д. автор трудов: &quot

;A qualitative (experimental and theoretical) study of productive thinking (solving of comprehensible problems)" / J. Genetic Psychology. 1926, 33; в рус. пер.: Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления / Психология мышления. Сб. пер. с нем. и англ. — М., 1965, стр. 21—85; "On problem-solving" / Psychological Monogr. 1945, 58; в рус. пер.: Психология продуктивного (творческого) мышления / Психология мышления. Сб. пер. с нем. и англ. М., 1965.

И.М. Кондаков