ДРИДЗЕ Тамара Моисеевна (1930-2000) — российский социолог, доктор психологических наук, профессор, руководитель Центра социального управления, коммуникации и социально-проектных технологий Института социологии РАН. Основные работы (всего — более 170): «Организация и методы лингвопсихологического исследования массовых коммуникаций» (1979); «Язык и социальная психология» (1980); «Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: проблемы семиосоциопсихологии» (1984); «Прогнозное социальное проектирование: методологические и методические проблемы» (1989); «На пороге экоантропоцентрической социологии» (1994); «Экоантропоцентрическая парадигма в социальном познании и социальном управлении» (1998) и др. Являлась одним из авторов всесоюзного проекта «Состояние и основные тенденции развития советского образа жизни» (1981-1990).
Методы прогнозного социального проектирования, разрабатываемые в 1985-1995 Д., успешно применялись ею к анализу социальных оснований городского устройства. На этой базе были предложены меры по совершенствованию городского управления, разработан дифференциальный подход к изучению влияния особенностей местной среды на образ и качество жизни городских сообществ. Были также созданы и опробованы комплексные социально-диагностические технологии, методы социальной экспертизы градостроительных проектов и программ. В области методологии социологии организаций ею рассматривались не только естественнонаучные (детерминистские) модели, но и различные версии антропоморфных, антропоцентрических и деятельностных моделей организаций.
Д. является основателем лингвосоциопсихологии (шире — семосопсихология).
Лингвосоциопсихология — наука о процессах функционирования текстов в обществе.
В лингвосо-циопсихологии рассматривается не формальная структура речи, а содержательная (информационно-смысловая) структура процессов текстообразования и самих текстов как продуктов этих процессов; не процесс речевого общения между конкретными индивидами, а более широкий контекст функционирования — функционирование информационно-смысловых единиц (текстов) в системе «общество — индивид» или «индивид — общество». Лингвосоциопсихология опирается не только на накопленный наукой знания о языке-речи, но и на знания о человеке как активном субъекте деятельности, который не только познает, но и творит окружающий его мир.
Лингвосоциопсихология акцентирует свое внимание на подсистеме человеческой деятельности — деятельности текстовой. Особая роль этой деятельности состоит в том, что она не только сопутствует всем другим видам деятельности человека, пронизывая их, связывая их в единое целое, но и оказывается еще самостоятельно мотивированной и целенаправленной предметной деятельностью, существенно влияющей на образ жизни людей, на социокультурные процессы. Д. продемонстрировала на практике плодотворность своего теоретического и методического подхода. Д. разработала теоретический подход к анализу текста, наиболее адекватно отображающий основные семантические этапы, которые использует читатель или слушатель при смысловом восприятии текста.
Данный метод анализа был формализован и операционализирован, может быть применен к практически любому тексту. Этот метод — информативно-целевой подход к анализу текста — является, видимо, лучшим из всех существующих методов содержательного анализа текста. Информативно-целевой (шире — мотивационно-целевой) подход к анализу текста Д. направлен на «реконструкцию» соотносимой с замыслом общения ориентировочно-деятельностной основы его содержательно-смысловой структуры, на прогнозирование его возможных смысловых интерпретаций.
В отличие от распространенного предметно-содержательного анализа текста, по ходу которого важно ответить на вопросы: «О чем говорится в тексте?», «Что говорится?» и «Как говорится?», в ходе информативно-целевого анализа всем перечисленным выше вопросам предшествует вопрос: «Почему и для чего в тексте вообще что-то говорится?».
Иными словами, прежде всего выясняются мотив и цель деятельности общения, в которой порождается и интерпретируется текст, а затем рассматривается тот материал (тема), на котором этот мотив и эта цель реализуются. Информативно-целевой анализ направлен во многом на выявление отрицательных эффектов смысловых разночтений — «эффект смысловых ножниц», который может быть описан как возникновение смыслового «вакуума», вызванного несовпадением смысловых «фокусов» общения в ходе обмена текстовой деятельностью.
Этот эффект, отрицательно влияющий на межличностные, внутри- и межгрупповые связи, чреват серьезными социальными последствиями. Неадекватные интерпретации, по Д., — это неверно истолкованные научные концепции и искаженные литературные источники, это необоснованные решения и несогласованные действия, это простое отсутствие непонимания между людьми. Информативно-целевой анализ успешно применялся и применяется в социологических и психологических исследованиях процесса чтения, в психолого-педагогических исследованиях процесса обучения. Д. была предложена новая парадигма социального познания — «экоантропоцентризм».
Данная парадигма исходит из того, что социальные институты общества представляют собой кристаллизацию непрерывно происходящего метаболизма (обмена веществом, энергией и информацией) между человеком и средой его обитания. Работающий в этой парадигме исследователь акцентирует свое внимание не столько на человеке и/или среде в их обособленности, сколько на тех обменных (метаболических) процессах, которые происходят между ними. Экоантропоцентрическая парадигма социального познания и получившая обоснование в ее рамках теория коммуникации как механизма становления, поддержания и развития культуры и социальности, будучи рассмотренными в прикладном разрезе (то есть применительно к разномасштабным социальным объектам — к социуму как таковому или микросоциуму, например, урбосистеме), по мнению Д., открывает новые возможности для диагностики, описания и регулирования социально значимых процессов.
Об этом свидетельствует осуществленная в этом ключе разработка «мягкой» наукоемкой социальной технологии прогнозного (проблемно-ориентрированного) социального проектирования. Эта технология, включающая в себя две взаимоувязанные стратегии — социально-диагностическую и конструктивно-коммуникационную, — интегрируются в процессы выработки решений на основе высокоразвитых форм социальной коммуникации, способствуя устранению существующего поныне разрыва между эмпирическими и теоретическими уровнями социального познания. См. также: Интенциональный (мотивационно-целевой) анализ, Семиосоциопсихология, Экоантропоцентрическая социология.
И.Н. Красавцева