ДЕМОСКОПИЯ (греч. demos — народ, skopeo — смотрю) — прикладная социология, занимающаяся проведением опросов населения; вид исследования, который используется для наблюдения и анализа массовых явлений в обществе. Основные методы сбора информации, применяемые в Д., — анкетный опрос и интервью.
Термин «Д.» предложил в 1946 американский социолог С. Додд. Введен в употребление немецким исследователем, профессором Элизабет Ноэль-Нойман, создательницей одного из самых крупных исследовательских институтов ФРГ — Института Д. (Алленсбах, 1947), известного не только в Германии, но и далеко за ее пределами. Сфера деятельности Института — исследования по заказам политических партий (прогнозирование исхода выборов), правительственных учреждений, средств массовой информации (анализ аудитории СМИ и выяснение их эффективности; зондаж настроений населения, изучение общественного мнения), предпринимателей (изучение емкости товарного рынка, перспектив капиталовложений, определение перспектив сбыта различных товаров), опросы населения в интересах торговых фирм и т.д. Значительная часть исследований посвящена «изучению мнений» (например, отношения населения к проектам законов, к политическим лозунгам, упаковке и оформлению товаров, изменению тарифов на транспорте и т.п.). Основные положения Д. изложены в книге Э. Ноэль-Нойман «Массовые опросы» (1978).
В.А. Балцевич