ДЕ-РОБЕРТИ

ДЕ-РОБЕРТИ (Де-Роберти де Кастро де ла Серуа) Евгений Валентинович (1843-1915) — русский философ и социолог.

Де-Р. выступал с позиций «социального психизма», напоминающего в своих исходных посылках социологизм Э. Дюркгейма (см.). Негативно относился к марксизму, посвятив анализу социологии К. Маркса (см.) специальную статью. Принимал участие в создании Русской высшей школы общественных наук в Париже и первой отечественной социологической кафедры в Психоневрологическом институте. После цензурных запретов (глава Синода — К.П. Победоносцев — потребовал одновременно светской и духовной цензуры для сочинений Де-Р.), Де-Р. переехал в

Париж, где стал членом местного Общества социологии. Наиболее интересная работа Де-Р. — «Социология действия» (1908), демонстрирующая его близость к идеям Дюркгейма, — так и не была переведена.

Де-Р. отождествлял социальные изменения с психологическими процессами. Не разделяя распространенное мнение о том, что социология призвана теоретически реконструировать общественные законы и закономерности, Де-Р. предлагал включать в ее предмет даже мораль, реально отождествляя социологию и этику.

В целом же Де-Р. понимал собственную дисциплину как универсальную науку о человеческом духе, куда включались история науки, история искусств и философии, теория познания, этика, эстетика, политика и т.д. Главной же целью социологии Де-Р. полагал познание законов психологического взаимодействия.

Социология, по Де-Р., наука «абстрактная» и «описательная». Подразделяя ее на две части — «естественную историю общества» и «естественную науку общества», — исследователь трактовал первый из них как конкретную социологию. При этом в рамки «конкретной социологии» Де-Р. включал «элементарную социологию» (психологию) и «естественную историю общества», изучавшую динамику общественных групп, проблему личности, общественных верований и т.д.

Обладая определенной продуктивностью (идея двухуровневой модели изучения общества), данная схема была ориентирована на социологическое постижение лишь феноменов психологического взаимодействия людей, что, очевидно, снижало ее эвристический потенциал.

Основным социологическим методом Де-Р. считал социологическое описание, полагая, что он сводим к «рациональному объяснению фактов» или «приспособлению внешних событий к внутреннему механизму наших мыслей».

Центральной категорией социологии, по Де-Р., выступает понятие «надорганическое». Основное содержание этого понятия социолог трактовал так: «надорганическое» как одна из форм мировой энергии наряду с неорганической и органической (их социальная ипостась), а также «надорганическое» как психическое взаимодействие (в отличие от психологического факта, который включает в себя еще и биологическую компоненту).

Эволюция «надорганического», согласно концепции Де-Р., выглядит так: а) стадия психофизических отношений, связанная с элементарными нервно-мозговыми взаимодействиями, порождающая сам этот феномен и продуцирующая зачатки «общественности» животных и первобытных людей; б) стадия психофизиологических взаимодействий, генерирующая огромное количество «фактов и процессов исторического характера» (науку, философию, искусство вкупе с «поведением» или «практической деятельностью», включающими в себя, по Де-Р., технику, экономику, право и политику).

Полагая социальную эволюцию центральной проблемой социологических изысканий, Де-Р. подчеркивал, что отражением этого процесса может служить следующий понятийный ряд: психологическое взаимодействие — общественные группы — личность — наука — философия — искусство — практическая деятельность.

Правомерно трактуя концепцию Де-Р. как тривиальный психологический редукционизм, необходимо отметить, что «сверхрационализм» его выкладок, признание доминирующего характера мыслительной компоненты человеческой деятельности придавали определенное своеобразие и оригинальность его социологическому учению.

Главные труды Де-Р.: «Политико-экономические этюды» (1869); «Социология» (1880); «Прошедшее философии: опыт социологического исследования общих законов развития философской мысли» (в двух томах, 1886); «Новая постановка основных вопросов социологии» (1909), «Понятия и законы Вселенной» (1914), «К оценке основных предпосылок социологической теории Карла Маркса» (1917) и др.

А.А. Грицанов