ДАРВИН

ДАРВИН (Darwin) Чарльз Роберт (1809—1882) — английский естествоиспытатель, создатель теории эволюции живого на Земле, о происхождении видов, их свойств (включая психические) и форм поведения. Следуя семейной традиции (отец Д. был известный терапевт, а дед — натурфилософ, врач и поэт), он отправился в Эдинбург изучать медицину, однако вскоре отказался от этого намерения и отправился в Кембридж, где получил степень бакалавра искусств (1831) и намеревался стать деревенским пастором. Поворотным моментом в жизни Д. стало его назначение в том же году компаньоном капитана

Роберта Фицроя на корабль "Бигл" для кругосветной экспедиции (1831—1836). На формирование его научных взглядов большое влияние оказали ботаник Дж. Генело и геолог А. Седжвик, а само путешествие позволило подробно изучить геологию, фауну, флору и население Южной Америки. Д. вел подробные записи, собрал огромное количество образцов.

В дневниках уже в тот период он делал систематические заметки на темы "происхождение видов" и "человек, сознание, материализм". После возвращения Д. обработал собранный материал, написал отчеты об экспедиции, изложил результаты своих наблюдений о происхождении коралловых рифов. Эта огромная работа позволила ему приобрести высокую научную репутацию. Он занимал должность почетного секретаря Геологического общества (1838—1841), был членом Королевского общества (1839), членом Зоологического общества (1839). За свои научные труды награжден многими медалями, и к концу жизни состоял почетным членом 43 научных обществ Европы и 13 обществ Америки.

Уже в сентябре 1839 г. Д. сформулировал основные принципы своей теории естественного отбора, но отложил публикацию этой теоретической работы на 20 лет, занимаясь дальнейшими исследованиями. Только в 1858 г., одновременно с английским зоологом и биогеографом Альфредом Уоллесом, Д. публикует результаты своей теоретической работы. Идеи об эволюции жизни высказывались на протяжении веков многими мыслителями и натуралистами.

Однако Д., впервые объединив данные многих наук, выявил механизмы филогенеза, обосновав учение о происхождении видов путем естественного отбора. Наследственность, изменчивость, отбор — таковы, по мысли Д., факторы эволюции. В основе естественного отбора лежит вымирание неприспособленных и выживание приспособленных. Этим объясняется относительная целесообразность организмов, их приспособленность к условиям внешней среды, непрерывное совершенствование в процессе отбора. Это учение Д. о трансформации видов (преобразовании одного в другой) нанесло сокрушительный удар по креационизму — религиозному учению о сотворении богом мира из ничего. До Д. единственными способами строго научного объяснения явлений считались способы, диктуемые "царицей наук" — механикой.

Но механическая причинность не могла объяснить реальную, подтверждаемую повседневным опытом целесообразность жизненных проявлений. Это укрепляло мнение о том, что эти проявления зависят от действия изначально заложенных в организме нематериальных целей, управляющих его реакциями и развитием. Такой взгляд, названный телеологией (от греческого "телос" — цель) был сокрушен учением Д., объяснившим целесообразность функций организма, не прибегая к представлению о бестелесной цели.

Средствами точного, рационального анализа было доказано, что кроме механической причинности, действующей в мире нерукотворной природы, существует биологическая причинность, которой присущи собственные факторы саморегуляции и развития жизни, в том числе и психической. Публикация главного труда Д. "Происхождение видов путем естественного отбора" (1859) открыло новую эпоху в развитии современной биологии. И поскольку психика имеет биологические корни и основания, революционные события в биологии, вызванные дарвинизмом, изменили весь облик психологической науки.

Эта наука исходила из определенного понимания как среды, так и организма, который с ней взаимодействует. Среда до Д. мыслилась в образе совокупности стимулов, которые производят в организме эффект соответственно изначально заданному устройству организма.

Согласно же учению Д., среда оказывалась силой, способной не только вызывать реакции, но и изменять жизнедеятельность (поскольку от организма требовалось приспособиться к ней). Спонтанная активность, которую было принято считать далее необъяснимым свойством живого, уступила место непрерывному воздействию внешних условий, неумолимо уничтожающих все, что не могло к ним адаптироваться (приспособиться).

При этом среда выступала не только как источник воздействия на организм, но и как объект активных действий самого организма. Изменилось и понятие о самом организме: предшествующая биология считала виды неизменными, а живое тело своего рода машиной с раз и навсегда фиксированной физической и психической конструкцией. Рассматривая телесные процессы и функции в качестве продукта и орудия приспособления к внешним условиям жизни, Д. выдвинул новую модель анализа поведения в целом и его компонентов (включая психические) в частности. Столь же важное научное и мировоззренческое значение имела книга Д. "Происхождение человека" (1871).

Доказательство животного происхождения человека вызвало ожесточенное противодействие всех клерикальных кругов, ибо подрывало до основания религиозную мифологию. Сравнивая человеческий организм с животным, Д. не ограничился анатомическими и физиологическими признаками. Он подверг тщательному сравнению выразительные движения, которыми сопровождаются эмоциональные состояния, установив сходство между этими движениями у человека и высокоорганизованных живых существ (обезьян). Свои наблюдения он изложил в книге "Выражение эмоций у животных и человека" (1872). Основная объяснительная идея Д. заключалась в том, что выразительные движения (оскал зубов, сжатие кулаков и др.) это ничто иное как рудименты (остаточные явления) движений наших далеких предков.

Некогда в условиях непосредственной борьбы за жизнь эти движения имели важный практический смысл. Учение Д. изменило сам стиль психологического мышления. Открылась возможность рассматривать актуально наблюдаемую реакцию организма не только как ответ на действующую в данный момент ситуацию, но и как реакцию, установленную на возможно более успешное поведение в предстоящих обстоятельствах.

Присущая организму преднастройка на будущее, готовность действовать в еще не возникших условиях (например, при угрозе для существования) выступали как эффект естественного отбора как бы представляющего данному индивиду ценой жизни предшествующих поколений больше шансов на выживание. Триумф учения Д. окончательно утвердил в психологии принцип развития. Возникли вдохновленные этим ученым новые отрасли психологического исследования, такие как дифференциальная психология, импульс которой придала идея Д. о том, что уже генетические факторы (наследственность) определяют различия между людьми, как детская психология (Дарвину принадлежит "Биографический очерк одного ребенка"), зоопсихология (работа Дарвина "Инстинкт") и другие отрасли психологии. В рус. пер. труды Д. опубликованы в Соч., т. 1—9. — М.— Л., 1935—1959; "Воспоминания о развитии моего ума и характера. (Автобиография), М., 1957.

Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский