ДАННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ДАННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — структурированная и формализованная информация, собранная в ходе эмпирического социологического исследования. Процедуры формализации включают определение генеральной и выборочной совокупности, способов измерения показателей (переменных), а также интервалов времени, через которые производятся измерения (см. Дизайн социологического исследования).

Информация структурируется по обследуемым объектам, измеряемым показателям и времени проведения исследования. В большинстве исследований используются не более двух из трех названных критериев структурирования данных.

Данные типа «объект» возникают при одноразовом (cross-sectional) статистическом обследовании выборки объектов по единственному показателю. Они представляют собой вектор измеренных значений. Если показателей несколько, структура данных представляется в виде матрицы типа «объект — признак».

Это наиболее распространенный тип структуры данных (см. Матрица данных), он используется, например, при опросах общественного мнения.

Матрица данных «объект — время» используется в тех случаях, когда на некоторой совокупности объектов через определенные промежутки времени измеряется один и тот же показатель, например, рождаемость в ряде стран или населенных пунктов.

Если измерению подлежит только один объект, результаты измерения могут быть представлены вектором «время»; если на единственном объекте неоднократно измеряются несколько показателей — матрицей «признак — время». Наконец, данные типа «признак» возникают при единовременном исследовании одного объекта по нескольким показателям, как, например, при психологическом тестировании.

Данные, в структуре которых присутствуют все три измерения («объект — признак — время»), образуются при неоднократном измерении одних и тех же показателей на одной и той же совокупности объектов. Они могут быть представлены в виде «куба», образованного в результате «наложения» друг на друга нескольких двумерных матриц «объект — признак», относящихся к последовательным промежуткам времени. Данные этого типа порождаются, в частности, лонгитюдными и когортными социологическими исследованиями, при которых одним и тем же респондентам через определенные промежутки времени задаются одни и те же вопросы.

О.В. Терещенко