ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ШКОЛА в социологии — направление в рамках неопозитивистской социологии, получившее распространение в США в 1930-1940-х. Ее философской основой послужил прагматизм и инструментализм Дж. Дьюи.

Представители этой школы (Дж. Ландберг, Р. Бейн, С.

Додд) выдвинули идею создания «научной социологии» по примеру развитых физических наук, предусматривающую применение в социологических исследованиях таких же точных и объективных методов, как в естествознании на том основании, что социальные явления подчиняются законам, общим и для природы, и для социума. Отсюда ряд специфических нормативных требований к социальному исследованию: этическая нейтральность, натурализм в рассмотрении социальных явлений, которые сравнивались с объектами физических наук, бихевиористская трактовка поведения человека, обязательная верификация понятий, использование математического языка. Представители Е.Ш. резко выступали против сторонников интерпретативной социологии — Ф. Знанецкий (см.), Р. Макайвер (см.) и др. — которые отстаивали уникальность предмета и метода социальных наук.

Е.Ш. оказала противоречивое воздействие на развитие социологии. С одной стороны, пропаганда естественно-научной методологии способствовала совершенствованию исследовательского инструментария, повышению точности и строгости полученных результатов, а с другой — увлечение количественными методами, процедурами измерения привело к распространению узкого эмпиризма.

В.А. Балцевич