ЖУЙКОВ Сергей Федорович (1911—1993) — российский психолог, специалист в области педагогической психологии. Автор концепции усвоения грамматических знаний. Д-р психологических наук (1976). Участник ВОВ, награжден медалями "За оборону Москвы", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.", "
;За доблестный труд" и др. Начинал свою трудовую деятельность землеустроителем, но интересовался больше языкознанием, литературой и философией. После окончания службы в Красной Армии три года учился в Институте истории, философии и литературы, а позднее экстерном окончил филологический фак-т МГУ. После войны в 1945 поступил в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР (ныне ПИ РАО). В 1948 защитил канд. дис., в 1976 — докт.: "
;Психологические основы оптимизации обучения младших школьников родному языку". Исследовательская работа Ж. была направлена на поиск и реализацию условий обучения родному языку в школе. Даже в годы, когда государственные программы и стабильные учебники считались незыблемыми, им была создана новая, психологически обоснованная система обучения русскому языку в начальной школе. Будучи не только психологом, но и прекрасным дидактом, Ж. написал три экспериментальных учебника, получившие одобрение и высокую оценку учительского сообщества. В основе учебников лежала разработанная Ж. концепция усвоения грамматических знаний с опорой на дограмматические представления ребенка о языке. Концепция Ж. получила отражение в ряде его публикаций, важнейшими из которых являются монографии: "Психология усвоения грамматики в начальных классах", (1964), "Формирование орфографических действий у младших школьников" (1965), "Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку", (1979). Ряд трудов Ж. были переведены на иностранные языки. Сам он владел четырьмя иностранными языками и был неутомимым экспериментатором.
Л.А. Карпенко, В.А. Кольцова