ЖИВОТНОГО ПРЕДПОЧИТАЕМОГО ТЕСТ

Животного предпочитаемого тест (The Animal Preference Test, TAPT) — проективная методика исследования личности детей и подростков. Впервые описан как "тест выражения желания" испанским психиатром Пигемом в 1945 г. (Наиболее полное описание издано в 1949 г.) и состоит из двух вопросов: "Кем бы ты хотел быть, если бы не мог быть человеком?" и "Кем бы ты больше всего не хотел быть?" Требовалось дать по 3 ответа на каждый вопрос. Затем ребенка спрашивали о причине выбора.

Пигем основывался на том, что все люди могут быть охарактеризованы как животные.

Еще Аристотель в "Физиогномике" наделял животных особыми качествами, что способствовало инверсии — описанию людей путем сравнения их с животными по чертам характера, особенностям внешности или поведения. Многие авторы указывают на легкость, с которой дети используют животных в качестве объекта проекции. Д. Ван Кревелен, опираясь на предшествующие варианты Ж. п. т., модифицировал его и предложил собственную версию в 1953 г. (окончательную — в 1956 г.). Используется игровая форма вопросов, стимулирующая воображение ребенка. Например: "Представь себе, что фея входит в эту комнату и хочет превратить тебя в кого-нибудь.

Она дает тебе право сказать, кем бы ты хотел быть. Что бы ты выбрал? Только скажи, кем бы ты хотел быть!"

При интерпретации важно различать объективную и субъективную символизацию, общепринятые и индивидуальные символы. Современные исследования с использованием П. ж. т. характеризуются стандартизацией процедуры обследования, изучением валидности конструктной и выделением диагностических показателей. Так, в исследовании Е. Рохае и С. Хубера (1991) каждому ребенку задается два вопроса: 1) "Если бы ты больше не мог быть человеком, каким животным ты больше хотел бы быть?" и 2) "Если бы тебе пришлось быть животным, каким животным ты никогда не хотел бы быть?" Необходимо сделать по три выбора на каждый вопрос. После этого ребенка спрашивают, почему он выбрал именно этих животных.

Причины выбора животных относятся к одной из четырех категорий, выявленных в специальном исследовании: 1. Агрессивный выбор (если животное выбирается, потому что оно нападает, бьет, кусает, дерется или является свирепым, воинственным, недружелюбным). 2. Автономный выбор (если животное выбирается, потому что оно свободно, независимо, большого размера, физически сильное, мускулистое, или, как кажется ребенку, обладает решительностью или уверенностью в себе). 3. "Выбор помощи" (если животное выбирается, потому что оно может дать приют, защиту, любовь, благосостояние, пищу, поддержку). 4. Эстетический выбор (если животное выбирается из-за его красоты, изящества, грациозности, приносимого им эстетического удовольствия). Показано, что негативные выборы являются лучшим индикатором психологических особенностей детей сравнительно с позитивными, т. к. выявляются более индивидуальные, личностные параметры, в то время как позитивные выборы выявляют стереотипные, общепринятые паттерны поведения. Оказалось, что дети, отвергающие животных по причине их эстетических или пищевых особенностей, были более агрессивными и более склонными к депрессии, чем отвергавшие животных из-за их агрессивности или автономности (вследствие дезадаптивности защитного механизма, каковым является отвержение эмоциональной поддержки, отражающееся в негативных выборах детей).

Проводилось исследование валидности конструктной Ж. п. т. Данные, полученные с его помощью сопоставлялись с данными исследования по шкале детского поведения Т. Ахенбаха (Child Behavior Cheeklist, CBCL) 40 детей 6—12 лет, находившихся на лечении в психиатрической клинике. Результаты свидетельствуют о достаточно высокой валидности Ж. п. т.

Л. Ф.

Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии