ЗОМБАРТ (Sombart) Вернер (1863-1941) — немецкий экономист, историк, социолог, философ культуры. Ученик Г. Шмоллера. Придал широкую распространенность термину «капитализм». С 1890 профессор в Браслау (ныне Вроцлав), с 1904 — в Берлине.
Основные сочинения: «Социализм и социальное движение в XIX веке» (1896); «Современный капитализм» (1902); «Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека» (1913); «Торговцы и герои» (1915); «Будущее капитализма» (1932); «Немецкий социализм» (1934) и др. Первоначально З. испытал влияние идей Маркса (см.), в дальнейшем отошел от марксизма (см.).
Основная тема творчества З. — социально-экономическая история капитализма. Стремясь на основании методологии Баденской школы неокантианства раскрыть предпосылки капитализма, механизм его зарождения, динамику и возможные перспективы капиталистического общества, З. использовал понятие «дух капитализма». Наличие «духа капитализма» (стремления к наживе, к деньгам) генетически и каузально предпосылается З. возникновению специфической капиталистической хозяйственной системы, которое, однако, зависело, по его мнению, также от констелляции ряда иных факторов. «Дух капитализма», по З., находит свое воплощение в социальном типе «буржуа», имеющем «предпринимательскую» (активно-овладевающую) и «мещанскую» («пассивно-накопитель-скую») ипостаси. Конечным основанием «духа капитализма» З. считает биологические характеристики («кровь»), присущие некоторым народам; в то же время его развертывание и степень проявленности зависят от влияния ряда моральных сил и социальных условий. Уникальность капитализма как явления западноевропейской истории определяется, по мысли З., тем, что каждый из множества факторов, вызвавших его к жизни, являлся необходимым. Но, будучи сформированной, капиталистическая система обретает независимую динамику, направленную от «души» (зависимости от индивидуального начала) к «духу» (отчужденно-безличному характеру капитализма). Коренным отличием капитализма от докапиталистических форм экономической жизни является, с точки зрения З., ориентация не на потребление, а на прибыль. З. не исключает, что иссякание импульса стремления к прибыли, нарастание «старческих» тенденций может привести к уходу капитализма с исторической сцены. З. занимался также разработкой методологии социальных и экономических наук. Неокантианское видение исторических процессов и явлений, согласно З., не исключает возможности и правомерности их анализа с точки зрения повторяемости. Сама уникальность тех или иных процессов и явлений, по З., может быть прояснена только на основе выявления их общих составляющих. Так, исследованию хозяйственной истории капитализма отдельных европейских народов З. предпосылает выявление общеевропейских экономических тенденций. Данный подход предполагал обоснование «духовного анализа» фактическим материалом, соединение теории с эмпирическими данными, т.е. определенную «социологизацию» хозяйственной истории.
Социологию З. трактовал в широком и узком значениях. Социология в широком смысле, по его версии, — суть познание человеческого общежития (культуры, истории) как состоящего из поступков, обусловленных чужим поведением. Социология же в узком смысле, или «научная», подразделялась З. на «психологическую» (естественную науку, изучающую элементарные составляющие взаимодействий индивидов в рамках культуры) и «ноологическую» (дисциплину, изучающую культуру как духовную целостность). В ходе своей теоретической эволюции (см. переработанный вариант «Современного капитализма», 1916) З. воспринял концепцию «идеальных типов» (см.) М. Вебера (см.). З. трактовал идеальные типы как изображения фрагментов социальной реальности, дающие возможность синтетического связывания их в обобщенную картину. В свое время созданная З. концепция капитализма была достаточно авторитетной и повлияла на развитие социологии и экономики 20 в., в т.ч. в некоторой степени на работы самого М. Вебера. Однако в дальнейшем бесперспективность вульгарно-биологи-заторских и узкоэкономических трактовок обусловили падение интереса к работам З.
М.Н. Мазаник