Заучивание — мнемонический прием, обеспечивающий осознанное воспроизведение информации в результате ее многократного предъявления. С этим приемом запоминания информации все знакомы со школьной скамьи.
Однако за обыденностью приема не замечается загадочность того, почему многократное предъявление одной и той же информации способствует ее запоминанию. Стандартное представление — "происходит укрепление следов в памяти" — методологически дефектно, поскольку предположение о существовании физиологического процесса укрепления обосновывается как раз теми же фактами, для объяснения которых оно было создано. Оно не объясняет известных фактов, не предсказывает новых и ведет к логическим противоречиям. Если испытуемому предъявить для З. ряд знаков, превышающий возможности безошибочного воспроизведения, то при следующем предъявлении того же ряда ранее не воспроизведенные знаки не являются для испытуемого субъективно новыми, т. е. человек их как-то помнит, но не может воспроизвести.
Эксперименты убедительно показали, что мозг хранит в своей памяти гораздо больше информации, чем человек способен осознать и воспроизвести. Многие выдающиеся исследователи (И. Гербарт, С.С. Корсаков, З. Фрейд, А.Н. Леонтьев и др.) даже утверждают, что в памяти вообще хранится вся когда-либо поступившая в нее информация (Е.Н. Соколов добавляет: с отметкой о времени ее поступления). Г.
Эббингауз создает специальный метод регистрации "ушедших из сознания", но хранимых в памяти знаков — метод сбережения. Таким образом, можно предположить, что уже после одного предъявления длинного ряда знаков все (или, по крайней мере, почти все) знаки сразу запоминаются, т. е. хранятся в физиологической памяти. Другое дело, что механизм сознания принимает решение не все из них осознавать, т. е. осуществляет негативный выбор (см. законы последействия). Суть З. состоит не в гипотетическом процессе укрепления следов, а в процессе осознания уже хранимой в памяти информации.
Негативный выбор обладает последействием, которое в ситуации З. проявляется, в частности, в том, что число предъявлений, необходимых для З. ряда, растет гораздо быстрее, чем длина заучиваемого ряда (закон Эббингауза). Так, сам Эббингауз ряд из 6—7 бессмысленных слогов запоминал с первого предъявления, но для З. двенадцати слогов ему требовалось уже 14 —16 предъявлений. Фактически это означает, что для осознания 5—6 не воспроизведенных ранее знаков требуется не одно — два, а около 15 предъявлений. Если повторные предъявления заучиваемого материала идут сразу друг за другом практически без перерыва, то такая неизменная поступающая информация — в силу законов работы сознания (см. сознание) — может "ускользать" из сознания. Действительно, согласно закону А. Йоста, при распределенном во времени З. требуется меньше проб, чем при концентрированном. Так, по данным А. Пьерона, оптимальный для З. интервал между последовательными предъявлениями одного и того же ряда начинается с 10 мин. и заканчивается при 48 час.
Эти данные хорошо корреспондируют с явлениями реминисценции. Феномен А. Уорда: отсроченное на несколько секунд воспроизведение дает лучшие результаты, чем воспроизведение сразу после З.. Этот эффект максимален при отсрочке от 30 сек. до 2 мин. и полностью исчезает к концу десятой минуты.
Феномен П. Бэлларда: если испытуемые запоминают материал за время, заведомо не достаточное для полного безошибочного воспроизведения, а затем воспроизводят его как сразу после З., так и спустя различные интервалы времени, то улучшение при втором воспроизведении достигает максимума при интервале в 48 час. Возможно, и в преимуществе распределенного З., и в явлениях реминисценции проявляются два разных типа последействия негативно выбранной информации: спонтанно осознаваться в тот промежуток времени, когда ее воспроизведение не требуется, и не осознаваться, когда это нужно. Хотя информацию запоминает мозг, процесс З. протекает все-таки по законам сознания. Так, поскольку сознание оперирует смыслами, то осмысленная информация заучивается гораздо быстрее, чем бессмысленная.
Сознание не занимается и не может заниматься укреплением следов, оно строит гипотезы о хранимой в памяти информации, проверяет их при каждом следующем предъявлении, но тем не менее старается, по возможности, свои ранее сделанные догадки подтвердить. Поэтому при З. встречается и большое число устойчивых ошибок, и много проб, в которых после очередного предъявления ряда не происходит улучшения воспроизведения.
В.М. Аллахвердов