ЗАКОНЫ ПОСЛЕДЕЙСТВИЯ

Законы последействия — тенденция механизма сознания повторять однажды сделанный выбор — выбор как того, что именно из воспринятой и переработанной информации следует осознавать (последействие позитивного выбора), так и того, что осознавать не следует (последействие негативного выбора). Э. Рубин в 1915 г. экспериментально обосновал закон последействия фигуры: человек склонен выделять в качестве фигуры такие конфигурации, которые он раньше также выделял в качестве фигур. Испытуемым предъявлялось несколько сотен бессмысленных черно-белых изображений и указывалось, как они должны воспринимать каждую картинку: как белое на черном (т. е. воспринимать белое как фигуру, а черное — как фон) или как черное на белом.

А через несколько дней проверялось: какой цвет в тех же картинках испытуемые будут принимать за фигуру, если экспериментатор уже не будет навязывать им способ восприятия. Оказалось, что испытуемые имеют тенденцию воспринимать изображения так, как они это делали в первый раз. Этот эффект не зависел от того, узнавали они эти картинки как ранее предъявленные или нет.

Более того, если предъявлялась совершенно новая картинка, в которую был включен только лишь фрагмент старого изображения, испытуемые все равно воспринимали всю картинку так, как они до этого были обучены воспринимать этот фрагмент. Однако феномен Рубина можно интерпретировать не только как последействие фигуры (позитивного выбора), но и как последействие фона (негативного выбора), ведь в данном случае повторное осознание в качестве фигуры конфигурации одного цвета одновременно является и повторным отнесением к фону конфигурации другого цвета.

В дальнейшем выяснилось, что действительно не только позитивный, но и однажды сделанный негативный выбор обладает последействием, т. е. неосознанная информация сама по себе имеет тенденцию и далее устойчиво не осознаваться. Так, например, если испытуемый при предъявлении ему ряда стимулов какие-то из этих стимулов не смог опознать, то при повторном предъявлении этого же ряда он, скорее всего, вновь не опознает те же самые стимулы. На первый взгляд, результат очень странный.

Ведь для того, чтобы принять решение о неосознании именно данного стимула среди других однотипных стимулов, его надо вначале опознать как до этого неосознанный — только тогда возможно принятие решения о его повторном неопознании. Такое свойство негативного выбора позволяет человеку осознавать ситуацию, в которой он находится, как ту же самую, и избавляться от двусмысленностей.

Например, до тех пор, пока люди беседуют об оркестре, слово "труба" осознается ими как музыкальный инструмент и не должно при этом осознаваться как труба водопроводная (хотя такое значение слова, конечно же, никуда не исчезает из лексикона беседующих, просто оно в данной ситуации не представлено в сознании). Интуитивно последействие негативного выбора давно известно. Например, в рассказе А.П. Чехова хорошо описаны трудности припоминания "лошадиной фамилии", если она сразу не пришла в голову.

Совместное последействие и позитивного, и негативного выбора проявляется в устойчивом повторении предшествующих моторных, перцептивных, мнемических и иных когнитивных ошибок. Типичное явление — повторение опечаток в одних и тех же словах при наборе текста на клавиатуре. Все знают, с каким трудом поддаются коррекции устойчивые орфографические или фонетические ошибки.

Другой известный пример: проверку результата сложения группы цифр обычно учат делать, не повторяя ту же процедуру вычисления (если в первый раз складывались цифры в столбик сверху—вниз, то при проверке лучше складывать, например, снизу—вверх). Считается, что в противном случае ошибка, хотя она заведомо не была осознана, будет, скорее всего, повторена.

При смене задачи или изменении ситуации информация, ранее негативно выбранная, внезапно способна становиться осознаваемой иногда даже в не совсем подходящий момент. Так, негативно выбранный знак, пропущенный при воспроизведении предъявленного ряда однородных знаков (чисел, букв, слогов, нот, названий игральных карт и т. п.), имеет тенденцию не только не воспроизводиться при его предъявлении в следующем ряду, но и чаще случайного ошибочно воспроизводиться, если в последующем ряду он не был предъявлен (см. также заучивание). Для сравнения: ранее воспроизведенный, т. е. позитивно выбранный знак, имеет тенденцию как лучше правильно воспроизводиться, когда он предъявлен повторно, так и чаще воспроизводиться ошибочно, когда он не предъявлен. Указанное свойство негативного выбора открывает возможности для свершения творческих открытий.

Ведь решение сложной задачи часто отыскивается вначале на неосознаваемом уровне. А однажды найденное неосознанное решение при повторных попытках решить ту же задачу из-за последействия негативного выбора имеет тенденцию и дальше не осознаваться. Однако при переходе к решению другой задачи или просто в иной ситуации ранее неосознанное решение может внезапно и спонтанно "всплыть" в сознании. В психологии подобные явления хорошо известны и связываются с такими этапами творческого мышления, как инкубация и инсайт.

В.М. Аллахвердов