ЗАКОН

ЗАКОН — традиционно — существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь (отношение) между явлениями. Категория З. выражает в своем содержании тот, не зависящий от нашего сознания, факт, что предметы и явления окружающего мира функционируют и развиваются в соответствии с присущими им существенными, необходимыми, повторяющимися, устойчивыми отношениями (связями). Важнейшие черты З. — необходимость, всеобщность, повторяемость и инвариантность. Традиционно принято полагать, что существуют различные типы З.

Так, в макромире принято различать три типа З.: З. — тенденция, З. однозначной детерминации, имеющий место главным образом в технике, и статистический З. — З. больших чисел. В микромире действуют вероятностные З., обусловленные корпускулярно-волновым дуализмом микрообъектов.

В философских системах Древнего Востока и Греции под З. понимался объективный порядок, внутренне присущий миру естественный путь развития всех вещей. Из средневековых мыслителей первым обращается к термину «З. природы» Фома Аквинский. Понятие З. в его учении тождественно понятию диктата, предписания, веления божественного разума. Религиозная трактовка З. в учении Фомы Аквинского долгое время служила препятствием для использования в рамках естествознания самого термина «З.». Леонардо да Винчи, Г. Галилей, И. Кеплер и другие ученые предпочитали ему такие выражения, как «аксиома», «правило», «разумное основание» и т.д. Однако уже в эпоху Возрождения Дж. Бруно использует понятие «З. природы» для пантеистического выражения идеи всеобщей естественной необходимости. В науке и философии Нового времени понятие «З. природы» подвергается коренному переосмыслению. Под З. природы начинают понимать общие, устойчивые и повторяющиеся, а также внутренне необходимые связи и отношения самих вещей и явлений природы. Начало широкому употреблению понятия «З. природы» в философии и науке Нового времени было положено Р. Декартом. Согласно Декарту, важнейшими атрибутами З. являются неизменность и вечность. Т. Гоббс делает понятие «З.» важнейшим элементом своей социологической концепции. Согласно Гоббсу, человек как часть природы подчинен всеобщему З. природы — стремлению к самосохранению. На путях осуществления в обществе данного З. встречаются различные препятствия, которые преодолеваются только благодаря разуму человека, открывающему определенные правила общежития, которые Гоббс и называет естественными З. Спиноза полагал, что З. природы — это такие «решения» и «постановления»

Бога, в соответствии с которыми определено прежде всего его собственное существование, что в них выражена абсолютная необходимость. В учениях французских просветителей и философов-материалистов 17-18 вв. утверждается, что «законы… есть результат необходимых отношений, вытекающих из природы вещей». Понятие «З.» у И. Канта является средством выражения необходимых отношений между элементами познавательной деятельности субъекта. Чаще всего Кант использовал понятие «З.» для выражения отношения субординации между общим и единичным, между категориями и явлениями в процессе их взаимодействия при формировании знания. По Канту, З. науки являются высшей формой рассудочного знания. Г. Гегель увязывает З. с устойчивыми, необходимыми существенными особенностями развития абсолютной идеи, формулируя основные З. диалектики.

В настоящее время термин «З.» не пользуется распространенностью в социально-гуманитарных дисциплинах. Предполагается, что в сферах своей реализации общественные З. и закономерности носят преимущественно статистический характер. См. Вероятность.

Т.В. Самущик