ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

История психологии — наука, изучающая процессы зарождения и развития психологических знаний. Первые научные представления о психике возникли в древнем мире (Индия, Китай, Египет, Вавилон, Греция, Грузия) в недрах философии в противовес религиозному догмату о душе как особой сущности, внешним и случайным образом связанной с телом.

Развитие этих представлений стимулировали запросы общественной практики, лечения и воспитания. Древние врачи установили, что органом психики является мозг, и выработали учение о темпераментах. Это естественно-научное направление было тесно связано с воззрением на душу человека как вещественную (огненную, воздушную и т. п.) частицу космоса, движущегося по собственным вечным и неотвратимым законам. В идеалистических концепциях душа противопоставлялась телу и признавалась бессмертной. Вершиной психологии в период античности явилось учение Аристотеля (трактаты "О душе", "О возникновении животных" и др.), в котором душа трактуется как форма организации способного к жизни материального тела (а не как вещество или бесплотная сущность). Он изложил первую систему психологических понятий, выработанных на основе объективного и генетического методов.

В эллинистический период из принципа жизни в целом душа становится принципом только определенных ее проявлений: психическое отделяется от общебиологического. В феодальную эпоху развитие положительных знаний о психике резко замедлилось, но не прекратилось. Прогрессивные врачи и мыслители арабоязычного мира (Ибн Сина, Ибн аль-Хайсам, Ибн Рошд и др.) подготовили своими идеями последующий расцвет естественно-научной психологии в Западной Европе, где укрепляется стремление исследовать человека опытным путем как природное существо, поведение которого подчиняется естественным законам (Леонардо да Винчи, Х.Л. Вивес, Х. Уарте и др.). В эпоху буржуазных революций и торжества нового материалистического мировоззрения складывается принципиально новый подход к психической деятельности, объясняемой и исследуемой теперь с позиций строжайшего детерминизма.

Социально-экономические преобразования обусловили прогресс психологического мышления, обогатившегося в XVII в. рядом фундаментальных категорий. Р.

Декарт открывает рефлекторную природу поведения, а понятие о душе преобразует в нетеологическое понятие о сознании как непосредственном знании субъекта о собственных психических актах. В эту же эпоху складывается ряд важнейших психологических учений: об ассоциации как закономерной связи психических явлений, определяемой связью телесных явлений (Р. Декарт, Т. Гоббс), об аффектах (Б.

Спиноза), об апперцепции и бессознательном (Г. Лейбниц), о происхождении знания из индивидуального чувственного опыта (Дж. Локк). Конкретно-научная разработка принципа ассоциации английским врачом Д.

Гартли сделала этот принцип на полтора столетия главным объяснительным понятием психологии. В русле материалистического мировоззрения развиваются психологические идеи Д. Дидро, М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева и других прогрессивных мыслителей. В XIX в. в недрах физиологии появились экспериментальные методы исследования психических функций и были сделаны первые попытки ввести в анализ этих функций количественные оценки (Э.Г. Вебер, Г.Т. Фехнер, Г. Гельмгольц и др.). Дарвинизм показал необходимость изучения психических функций как реального фактора развития биологических систем. В 1870—80-х гг. психология превращается в самостоятельную область знания (отличную от философии и физиологии).

Главными центрами ее разработки становятся специальные экспериментальные лаборатории. Первая из них была организована В. Вундтом (Лейпциг, 1879). По ее образцу возникают аналогичные учреждения в России, Англии, США, Франции и других странах.

Последовательную программу разработки психологии на основе объективного метода выдвинул И.М. Сеченов, идеи которого оплодотворили экспериментально-психологическую работу в России (В.М. Бехтерев, А.А. Токарский, Н.Н. Ланге и др.), а в дальнейшем через труды В.М. Бехтерева и И.П. Павлова оказали влияние на разработку объективных методов в мировой психологической науке.

Главными темами экспериментальной психологии являлись вначале ощущения и время реакции (Ф. Дондерс), а затем — ассоциации (Г. Эббингауз), внимание (Дж. Кеттел), эмоциональные состояния (У. Джеймс, Т.А. Рибо), мышление и воля (Вюрцбургская школа, А. Бине).

Наряду с поиском общих закономерностей психологических процессов складывается дифференциальная психология, задачей которой является определение с помощью измерительных методов индивидуальных различий между людьми (Ф. Гальтон, А. Бине, А.Ф. Лазурский, В. Штерн и др.). На рубеже XIX и ХХ вв. в психологии назревает кризис, обусловленный ломкой старых понятий. Терпит крах представление о сознании как совокупности непосредственно переживаемых субъектом явлений.

Акцент переносится на ориентацию человека в окружающей среде, на скрытые от сознания факторы регуляции поведения. Главным течением американской психологии становится бихевиоризм, согласно которому психология не должна выходить за пределы внешне наблюдаемых телесных реакций на внешние стимулы. Динамика этих реакций мыслилась как носящий вероятностный характер поиск, случайно ведущий к успешному действию, закрепляемому повторением (метод проб и ошибок). Программные установки этого направления выразил Дж.Б.

Уотсон (1913). Другой влиятельной школой выступила гештальтпсихология, экспериментальным объектом которой был целостный и структурный характер психических образований. В начале XX в. возник также психоанализ З. Фрейда, согласно которому решающая роль в организации человеческой психики принадлежит неосознаваемым мотивам (прежде всего сексуальным).

Новые направления обогатили эмпирическую и конкретно-методическую базу психологии, способствовали развитию ее категориального аппарата (категории действия, образа, мотива). Теоретические поиски зависимости психики человека от мира истории и культуры, от общественной жизни привели к концепции "двух психологий" (В. Вундт, В. Дильтей, Г. Риккерт), согласно которой психология не может быть единой наукой, поскольку, как утверждали сторонники этого направления, естественно-научный, экспериментальный объяснительный подход к психике в принципе несовместим с культурно-историческим.

>Ряд психологов выдвинул на передний план роль социальных факторов в регуляции человеческого поведения (Дж.М. Болдуин, Дж. Дьюи, Дж.Г. Мид и др.). С марксизмом в научную психологию вошли новые принципы, изменившие ее теоретический облик. Идею перестройки психологии на марксистской основе активно отстаивали К.Н. Корнилов, П.П. Блонский, М.Я. Басов и др. Марксистский принцип историзма стал определяющим для исследований Л.С. Выготского и его учеников.

Развитие российской психологии шло в тесном содружестве с развитием психофизиологических исследований в трудах И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомского, Л.А. Орбели, С.В. Кравкова, Н.А. Бернштейна и др.

Преодолевая идеалистические и механистические (реактология, рефлексология) влияния, ученые утверждали в психологии учение о деятельности и ее социально-исторической детерминации, идеи теории отражения. Теоретическое и экспериментальное изучение основных проблем психологии нашло воплощение в работах А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Н.Ф. Добрынина, А.В. Запорожца, Л.А. Шварца и др. В рамках этой методологии разрабатывались актуальные проблемы психологии в тесной связи с практическими задачами обучения и воспитания.

Развитие психологии в 1930—40-х гг. характеризовалось распадом главных школ. В бихевиористических теориях на передний план выдвигается понятие о "промежуточных переменных", т. е. о факторах, опосредствующих двигательную реакцию (зависимая переменная) на раздражитель (независимая переменная).

Логика развития науки и требования практики направили психологию на изучение "центральных процессов", развертывающихся между сенсорным "входом" и моторным "выходом" системы организма. Утверждению этой тенденции в 1950—60-х гг. способствовал опыт программирования на электронных машинах. Под влиянием этих идей успешно разрабатывалась когнитивная психология. Получили развитие такие отрасли психологии, как инженерная, социальная и медицинская. Большое влияние на трактовку психических процессов оказали работы швейцарского психолога Ж.

Пиаже, изучавшего преобразование внутренней структуры умственной деятельности в ходе онтогенеза. Изменяется и взгляд на роль нейрофизиологических механизмов. Они более не игнорируются, но рассматриваются как неотъемлемый компонент общей структуры поведения (Д. Хебб, К. Прибрам).

В недрах психоанализа возникает неофрейдизм — течение, связавшее бессознательную психическую механику с действием социально-культурных факторов (К. Хорни, Г.С. Салливен, Э. Фромм) и соответственно перестроившее психотерапию.

Наряду с новыми вариантами бихевиоризма и фрейдизма на роль "третьей силы" в психологии западных стран начинает претендовать "экзистенциальная", гуманистическая психология, утверждающая, что исследование научных понятий и объективных методов ведет к дегуманизации личности и ее дезинтеграции, препятствует ее стремлению к саморазвитию. Неудовлетворенность биологизаторскими и идеалистическими концепциями способствовала пробуждению у западных психологов живого интереса к историко-материалистическому пониманию психической деятельности (Ж. Политцер, А. Валлон, Л.

Сэв, П. Фресс и др.)

М.Г. Ярошевский