ИНТЕЛЛЕКТОВ МНОЖЕСТВЕННЫХ ТЕОРИЯ

Интеллектов множественных теория — теория, предложенная Х.

Гарднером (1983), согласно которой нет такого понятия, как общий интеллект, напротив, интеллект понимается как множественный конструкт и постулируется, что существует по крайней мере семь различных интеллектов. В теории, предложенной Гарднером, выделяются следующие интеллекты: 1) лингвистический, проявляемый при чтении, слушании, устной и письменной речи; 2) логико-математический, используемый при логическом мышлении и решении математических задач; 3) пространственный, используемый при контакте с физическим окружением; 4) музыкальный, используемый при пении и восприятии музыки; 5) телесно-кинестетический, используемый в спорте и в танцах; 6) межличностный, проявляющийся при взаимодействии с другими людьми и 7) внутриличностный, связанный с высоким уровнем развития знаний о себе и самопонимания. Совместно с Д. Фельдманом Гарднер разрабатывает тесты, оценивающие выделенные типы интеллектов у дошкольников (проект Спектрум).

Во многих отношениях подход Гарднера имеет много общего с психометрическим (факторным) подходом, однако интеллекты Гарднера были выделены не с помощью факторного анализа, а на основании множественных критериев, кроме того, интеллект понимается Гарднером гораздо более широко.

Каждый тип интеллекта анализируется с нескольких точек зрения: когнитивные операции, которые вовлечены в функционирование интеллекта, случаи исключительных индивидов, у которых данный вид интеллекта проявился наиболее ярко или полностью отсутствует, случаи изоляции отдельных участков мозга в результате его повреждений, материалы кросс-культурной психологии и аргументы исторического и эволюционного порядка. Каждый человек обладает всеми видами интеллекта, развитыми до определенного уровня, однако некоторые индивиды, в силу хорошей наследственности или соответствующего тренинга могут развить одни типы интеллекта в большей мере, чем другие. Опираясь на материалы кросс-культурной психологии, Гарднер развивает идеи об интеллекте как наборе способностей, талантов или интеллектуальных умений, определяемых и задаваемых культурой.

У нормальных взрослых индивидов каждый интеллект взаимодействует с другим и функционирует совместно с другими.

В то же время каждый тип интеллекта функционирует как самостоятельная система или модуль, имея свою собственную представленность в мозге. Интеллекты работают по своим собственным правилам; одни повреждения мозга могут нарушить функционирование одного типа интеллекта, но не оказать никакого влияния на другие. (Гарднер не первый теоретик, выдвинувший идею модулярности, но большинство последователей этой идеи считают, что существует некоторый центральный контролирующий процесс, координирующий активности различных модулей. Гарднер, однако, полагает, что поведение можно объяснить и без постулирования этого исполнительного процесса.) Первые три типа интеллекта (логико-математический, пространственный и лингвистический) описываются Гарднером достаточно стандартно, не отличаясь от характеристик, даваемых другими теоретиками в области психологии интеллекта (в частности Ж.

Пиаже). Они наиболее высоко оцениваются в культуре западного типа; именно их измеряют и стандартные тесты интеллекта.

Гарднер считает, что остальные четыре типа интеллекта также заслуживают специального рассмотрения и самостоятельного статуса наравне с первыми тремя.

Он приводит аргументы исторического и антропологического порядка, свидетельствующие о том, что в более ранние периоды развития человеческой истории, а также в настоящее время в ряде неиндустриализованных культур высоко ценятся другие виды интеллекта (более того, культура "оформляет" интеллект: например, ребенок обладающий хорошо развитым телесно-кинестетическим интеллектом, может стать баскетболистом, если он живет в США, или танцором балета, если он живет в России). Музыкальный интеллект включает в себя способность воспринимать высоту звуков и ритм и является основой для развития музыкальной компетентности.

Телесно-кинестетический интеллект включает контроль движений своего тела и способность умело оперировать предметами окружающего мира: примером являются ремесленники, теннисисты, нейрохирурги, танцоры. Гарднер рассматривает два варианта личностного интеллекта — внутриличностный и межличностный.

Первый предполагает наличие способности наблюдать за своими чувствами и эмоциями, анализировать их и использовать эту информацию для руководства собственными действиями. Второй тип интеллекта заключается в способности замечать и понимать потребности и намерения других людей, наблюдать за их чувствами и настроениями при умении предсказывать, как они будут себя вести в новых ситуациях.

Анализ показывает, однако, что разные типы интеллектов не являются независимыми, как это утверждает Гарднер. Так, пространственные и логико-математические способности обычно проявляются совместно и их практически невозможно диагностировать по отдельности. (Люди, хорошо решающие задачи по математике и логике, обычно имеют тенденцию так же хорошо справляться с пространственными задачами, при этом некоторые решают математические задачи пространственным образом.) Другой недостаток теории заключается в том, что Гарднер недостаточно специфицирует процессы, лежащие в основе выделяемых типов интеллектов, не показывая, как функционирует данный тип интеллекта.

Кроме того, Гарднер не предоставляет экспериментальных подтверждений в поддержку своей теории, ограничиваясь обзором различных литературных источников по проблеме способностей и отбирая лишь те результаты, которые хорошо согласуются с его теоретическими положениями. Гарднер показывает, что музыкальный интеллект был более значимым, чем логико-математический на протяжении большей части человеческой истории. Развитие научной мысли имело место достаточно поздно в человеческой эволюции; напротив, музыкальные и артистические умения были с нами практически с основания человеческой цивилизации.

>Идеи Гарднера о личностном, музыкальном и кинестетическом интеллектах стимулируют новые попытки измерить эти способности и использовать их в качестве предикторов других переменных. Теория Гарднера обращается к тому факту, что традиционные тесты, измеряющие IQ, хорошо предсказывают школьную успеваемость, однако оказываются очень слабыми предикторами дальнейших этапов жизни — профессиональных успехов и карьерного роста. Возможно, измерения других типов интеллектов, таких как личностный, могут помочь объяснить, почему некоторые индивиды, блестяще успевающие в школе, оказываются неуспешными в дальнейшей жизни, в то время как менее успешные студенты становятся хорошими профессионалами и харизматическими лидерами. Можно по-разному относиться к теории Гарднера и спорить, являются ли все интеллекты действительно интеллектами и насколько они независимы друг от друга, однако ясно, что она была рождена под непосредственным влиянием запросов американского общества.

Т.О. Гордеева