ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО

ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО — творческий процесс, направленный на разрешение противоречия между необходимостью достижения значимых целей и отсутствием для этого достаточных средств. Результатом изобретательской деятельности является изобретение как способ разрешения названного противоречия. В зависимости от целей создания и сферы использования изобретения могут воплощаться в материальные объекты и становиться предметами труда (см.) (созданные человеком виды сырья, материалов) или орудиями труда (см.) (машины, станки, оборудование), либо первоначально иметь нематериальную природу (новые способы, принципы хозяйственной и иной деятельности человека), не исключающую получение ощутимых, в том числе материальных, результатов. Например, изобретение в середине 20 в. системы многоуровневого маркетинга (см.)

(MLM) привело к развитию целой индустрии прямого распространения товаров и услуг, в которой, по данным мировой экономической статистики, в настоящее время профессионально работают более 30 миллионов человек. В русле действия закона конкуренции И. выступает неизменно актуальным способом борьбы субъектов хозяйственной деятельности за лучшие условия производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ. Научно-технический прогресс (см.), обусловивший овладевание человеком все более мощными средствами производства и разрушения, обострил проблему соотношения изобретений, как результатов реализации индивидуальных и групповых интересов социальных субъектов, и последствий (социальных, экономических, политических, экологических) от внедрения и использования этих изобретений на практике. Например, проникновение в глубины атома, с одной стороны, дало человеку мощный источник энергии, позволивший решать качественно новые производственные и научно-исследовательские задачи, с другой — привело к катастрофическим последствиям, вызванным ядерными испытаниями и авариями на атомных объектах. В контексте социально-экономического закона разделения труда (см.) И. в меньшей степени остается индивидуальным творческим процессом и все в большей — приобретает организованные, коллективные формы.

Научно-исследовательские институты, центры, лаборатории, обеспечивая потребности производителей, функционирующих в условиях высококонкурентной внешней среды, изобретают новые виды продукции и способы ее изготовления, разрабатывают инновационные технологии в области менеджмента и маркетинга. Разделение функций изобретательства и практического использования его результатов обусловило необходимость выработки механизмов защиты интересов изобретателей. Таким комплексным механизмом стал социальный институт авторского права, регулирующий экономические и правовые отношения, возникающие между создателями и пользователями изобретений.

О.В. Кобяк