Избирательных предпочтений развитие — формирование у ребенка эмоционального отношения, характеризующегося своей направленностью на определенного человека. Термин И. п. обычно используется для обозначения особого расположения ребенка ко взрослому или к другому ребенку, проявляющегося в дифференцированном отношении, симпатии или привязанности. В основе И. п. лежит феномен избирательности ко взрослым, определяющийся потребностью в общении.
Высокое положение коммуникативной потребности среди других нужд ребенка детерминирует предпочтение, которое он отдает сигналам, исходящим именно от взрослого. Исследование психологической природы расположения ребенка ко взрослому на разных ступенях детства показало, что формирование симпатии, приязни и любви ко взрослому возможно при условии, если содержание их взаимодействия адекватно уровню развития потребности ребенка в общении. Если же содержание общения опережает или отстает от достигнутого ребенком уровня коммуникативной потребности, то аффективный тон отношения меняется в сторону ослабления И. п.
В норме И. п. ко взрослому складывается в первом полугодии жизни в процессе ситуативно-личностного (непосредственно-эмоционального) общения. В раннем возрасте зарождается новая коммуникативная потребность — в общении со сверстниками, другими детьми. Однако даже для младшего дошкольника взрослый предпочтительнее сверстника. Лишь в 4—5 лет складывается И. п. к сверстнику и тот может стать объектом привязанности. В целом И. п. — относительно устойчивая структура мотивов выбора партнеров для общения и совместной деятельности. Анализ И. п. дает возможность получить соответствующие данные об особенностях психического и личностного развития ребенка.
Л.М. Царегородцева