КУЧИНСКИЙ Геннадий Михайлович (р. 1945) — белорусский психолог, специалист в области психологии речевого общения. Д-р психологических наук (1992), профессор (1993).Закончил психологический факультет ЛГУ (1974), в 1992 г. возглавил кафедру психологии Белорусского государственного ун-та и создал отделение психологии, одновременно стал деканом фак-та социальных наук Европейского гуманитарного ун-та (г. Минск), где также организовал отделение психологии. К. создана теория психологии внутреннего диалога, дается характеристика его структуры, качественных особенностей и генезиса, исследуется функционирование диалога в жизнедеятельности человека.
Развивая идеи М.М. Бахтина, К. на большом эмпирическом материале показал, что основной структурной единицей речевого общения является элементарный цикл взаимодействия и выделил три основных вида элементарных циклов: "сообщение — отношение к сообщению", "вопрос — ответ", "побуждение к действию — его выполнение". Дальнейший анализ речевого общения на основе понятий "тема", "точка зрения", "смысловая позиция" позволил дифференцировать различные формы речевого общения, выделить систему основных, типичных их форм (внешний монолог, внешний диалог, простое реплицирование, псевдообщение), раскрыть их взаимопереходы. К. обосновал также идею о многообразии форм речевого общения человека с самим собой, соответствующих формам речевого межличностного общения.
Определил внутренний диалог как одну из форм общения человека с самим собой, существующую в неразрывной связи с другими формами аутокоммуникации. Исследовал роль внутреннего диалога в мышлении, динамику его функций на разных возрастных стадиях онтогенеза. Показал, что внутренний диалог опосредует принятие решений, является обязательным компонентом продуктивного решения (как индивидуального, так и совместного) сложных мыслительных задач. Результаты исследований были обобщены в докт. дис.: "
;Психология внутреннего диалога", защищенной в Москве в 1990 г. Разрабатываемый К. подход позволил выявить, что общение человека с самим собой превращает процесс диалогического общения из дискретного в непрерывный. В результате это позволяет по-новому взглянуть на проблемы социальной детерминации поведения личности ("Диалог и мышление", 1983; "Психология внутреннего диалога", 1988). В последние годы предметом исследования К. являются особенности основных форм вербального сознания личности, включая как нормальное, так и измененное состояние сознания.
В.А. Кольцова