КУЛЬТУРЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

КУЛЬТУРЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ — одна из основных составляющих социологии, предметом которой является сфера культуры и составляющие ее институты культуры, в которых организуется творческая деятельность людей искусства (театр, кино, литература, музеи, книгоиздание, творческие союзы, профессиональные организации и т.д.), функционируют объекты культуры (произведения искусства, памятники) и осуществляется социальное потребление культурных благ. К.С.И. необходимо рассматривать как одно из основных звеньев в полидисциплинарной структуре современных наук об обществе и культуре наряду с социологией досуга, социологией религии, культурной антропологией, этнологией, социальной философией и др.

Социологи традиционно разрабатывали проблематику культуры в рамках различных направлений социальной теории. Более чем вековая научная традиция, специфика понятийного аппарата и методов социологии в исследованиях культуры создали значительный объем теоретических и эмпирических знаний К.С.И.

Следует отметить, что в социологической теории понятие «культура» трактуется в двух основных значениях: 1) как механизм социальной интеграции и регуляции — Г. Спенсер (см.), М. Вебер (см.), Т. Парсонс (см.); 2) как особая социальная сфера (сфера духовного производства), включающая прежде всего социальный контекст мира искусства (это значение приведено выше в определении). Второе значение является ключевым с точки зрения отраслевого деления социологического знания. В этом подходе базовые теоретические установки К.С.И. были сформулированы в трудах К. Манхейма (см.), Р. Уильямса (см.), Г. Маркузе (см.), Т. Адорно (см.), П. Бурдье (см.) и др. Актуальность К.С.И. обсуловлена также стремительным ростом внимания ученых к проблемам культуры в различных направлениях социологии в 1970-1980-х.

Однако несмотря на то, что интерес к различным социологическим аспектам культуры остается стабильно высоким, статус К.С.И. (как и социологии культуры — см.) как дисциплины продолжает быть предметом дискуссий, особенно в американском социологическом сообществе.

Впервые систематические, как к отдельной дисциплине, подходы к К.С.И. разрабатываются в ранних работах К. Манхейма: «О специфике культурно-социологического познания» (1924), «Эссе о социологии культуры» (1931). Манхейм характеризовал необходимость К.С.И. в современном обществе исходя из кризиса романтического и просветительского мировоззрений, ставшего стимулом обращения к феномену культуры.

В социологическом рассмотрении культуры Мангейм видел стратегию приближения уровня социологических понятий к явлениям культуры, исходя из предпосылки о включенности искусства в жизнь и в конкретно исторические условия общества, что, собственно, и является предметом К.С.И.

Принципиальной установкой К.С.И., по Манхейму, является социальная функциональность и общественная обусловленность произведений искусства, а также рассмотрение художественного стиля как социологической категории. Ключевой социальной группой, рассматриваемой в рамках данного подхода, является интеллигенция (см.) как носитель и производитель культуры, занимающая, однако, особое вне/межклассовое социальное положение, и в современном состоянии образующаяся как относительно открытая и демократичная группа, характерными чертами которой следует считать образованность и способность к сопереживанию. Особое значение в К.С.И. имеет анализ исторического становления интеллигенции (в частности, в

Европе: от средневековых гильдий и корпораций до духовенства, гуманистов и светских салонов). Именно Манхейм сформулировал идеи и проблематику анализа интеллигенции, ставшие основой К.С.И.

Весьма ярким и влиятельным теоретиком К.С.И. следует считать британского социолога Р. Уильямса (основные работы: «Общество и культура»; «Долгая революция»; «Социология культуры»; см. также Уильямс).

Он предложил трехуровневую теоретическую модель культуры: «живая» культура, существующая для данного общества здесь и сейчас; документированная культура, отраженная в сохранившихся произведениях и интерпретациях; культурная традиция, в которой неизбежна постоянная культурная селекция содержания первых двух уровней. В этой модели Уильямс впервые формулирует еще одну ключевую проблему К.С.И. — проблему селективной традиции, социального отбора того, что является культурно-ценным и что таковым не является.

Как и Мангейм, Уильямс настаивал на приоритете исторического анализа в К.С.И. и с этих позиций рассматривал изменения социальной организации и социального статуса художников: от сакральных героев античности, гильдий, патронажа и академии средневековья до течений, школы кружков и наднациональные форм организации культуры. Большой заслугой Уильямса является создание эмпирической социологии культуры на историческом материале Великобритании. В частности, Уильямс проделал образцовый анализ становления «читающей публики», рассмотрев индустрию публикаций и исторических этапов ее развития от scriptoria до многотиражных изданий, проанализировав социальные препятствия развития читающей публики, описав демографию и социальную инфраструктуру как факторы, способствующие развитию индустрии публикаций.

>Проблематика К.С.И. рассматривается в критической теории общества, получившей развитие во Франкфуртской школе социальных исследований (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе). В основных работах этого направления — «Диалектика Просвещения» (см.), «Одномерный человек» (см.), «Социология музыки» — впервые систематически вводится понятие «культурная индустрия», характеризующее динамику социокультурных изменений 20 в. Культуриндустрия — феномен массового общества, изощренный обман масс, масштабное производство и поставка «чувственно данного» для массового потребления (мода, медиа-продукция, шоу-бизнес, бизнес развлечений и т.д).

Происходит унификация культуры в контексте тотальности капитала. Возрастает культурное значение и доминирование массовых жанров, требующих медиа-адаптация произведений культуры. В работе Т. Адорно «Социология музыки» формулируются принципы К.С.И. применительно к конкретным областям художественной деятельности. Искусство рассматривается как форма социальной интеграции (см.). Значительное внимание уделяется типологии «слушателей музыки» (аудитории), типов отношения к музыке, а также рассматривается социальная динамика музыкальной жизни, социальная структура творческих коллективов, влияние критики и общественного мнения на творческий процесс.

>Свой значительный вклад в развитие К.С.И. внес П. Бурдье (см.). В работе «Поле культурного производства» он проанализировал динамику сил и борьбы за диспозиции (габитус — см.) в пространстве литературной и артистической деятельности. Социальные факторы конкуренции, стратификации, неравенства доступа к ресурсам, власти и влиянию определяют структуру поля производства символических благ (культуры) и делают границы искусства (что считать жанром, классикой, авангардом и т.д.) ставкой в борьбе за диспозиции. Бурдье считает, что социальная репрезентация (критика, прославление, присвоение званий) и производство социального дискурса об искусстве политическим/эстетическим эстеблишментом решающим образом определяют социально приемлемую структуру поля культуры.

Безусловно, одной из основных общих тем К.С.И. следует считать анализ институтов культуры в рамках социальной структуры и институциональной системы общества. Традиционно как культурные институты, рассматривают книги, книгоиздание и библиотеки; искусство и художественные промыслы, музеи, памятники, архивы и другие институциональные аспекты социологического анализа культурной памяти. Необходимо упомянуть еще целый ряд основных тем К.С.И.: социальное значение литературы, театра, живописи, социология кино (актеры и роли, пристрастия зрителя, формирование субкультур вокруг кинопроизведений); фомирование культурных ценностей и проблема оценки/экспертизы произведений; социальное взаимодействие художника и зрителя; социальная стратификация и потребление благ культуры; культура в мире досуга; культурная политика.

>С точки зрения понятия о культуре как механизме социальной интеграции и регуляции, центральное место в К.С.И. занимает типологизация культур. Выделяются такие виды, как народная культура (культуры социального слоя сельских производителей), ремесленно-буржуазная культуры (культура социального слоя городских производителей), культура элиты (социального слоя производителей и хранителей социального порядка), культура и жизненный стиль среднего класса. Помимо представлений об элитной, народной и массовой культуре, в социологии используется понятие «субкультуры» (см.), которая характеризует стиль и образ жизни определенных социальных групп: молодежная субкультура, национальные субкультуры, субкультура в организациях, корпоративная культура (ценности, символы и ритуалы), городские субкультуры, контркультуры, киберкультура. Любой из типов культур и субкультур характеризуется особенностями языка, ценностей, норм поведения, символикой и идентичностью носителей культуры.

Эмпирические программы в рамках К.С.И. ориентированы преимущественно на анализ институтов культуры и оценку социальных потребностей в сфере культуры. Однако в последние десятилетия все больший вес приобретают качественные иследования культуры (case study, этнографические описания, биографические интервью), в которых преобладает акцент на субъективных (интерпретативных) и ценностных аспектах культурной жизни.

Д.В. Галкин