КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (551—479 до н.э.) — китайский философ, создатель одной из первых зрелых философских концепций и родоначальник конфуцианства — идейного течения, просуществовавшего более двух тысячелетий. Учение К. было ответом на кризис традиционной идеологии, центральной темой которой были отношения правителя-«вана» и Неба как источника благодати — магической силы «дэ», благодаря которой «ван» («Сын Неба») упорядочивал «Поднебесную» (общество). У К. «дэ» перестает быть прерогативой правителя — каждый человек ответствен за положение дел в Поднебесной и способен на него повлиять; при этом «дэ» в трактовке К. этизируется и означает «достоинство», «добродетель». Признавая за Небом роль верховного начала, К. в качестве практически действенного мерила земных дел указывает путь-«дао», следование которому и обеспечивает накопление человеком «дэ». В отличие от Лао-цзы, трактовавшего «дао» как вселенский принцип, К. понимает его как человеческое «дао» — истинный принцип человеческих деяний. Эталоном человека, идущего по пути-дао, К. считает «цзюнь-цзы» («благородного мужа»), описание которого находится в центре внимания философа. К числу основных качеств «цзюнь-цзы» относятся «жэнь» — гуманность, «и» — справедливость, «чжи» — знание и «ли» — ритуал. «Жэнь» означает выстраивание отношений между людьми в обществе в духе солидарности, аналогичной родственной близости членов семьи.
Смысл и заключается в исполнении людьми взаимных обязанностей в соответствии с «чином» каждого» — старших и младших, господ и слуг. Утверждение справедливости в Поднебесной предполагает «исправление имен»: правитель должен быть правителем (вести себя как правитель), подданный — подданным и т.п. «Чжи» у К. вовсе не означает праздного многознания, это — знание того, что должно делать и как это сделать.
Наконец принцип «ли» означает следование правилам благопристойности, вносящим в каждое действие человека меру и упорядоченность. Правильное поведение предполагает постоянный самоконтроль и самообуздание, подчинение культурной норме, без которых невозможна устойчивая социальность. Строго следуя правилам «ли», «благородный муж», по К., поддерживает «вэнь» — стандарт цивилизованности, созданный совершенными мудрецами-правителями древности. Учение К. проникнуто духом сохранения традиций: «Я подражаю старине, а не сочиняю». Показательно, что, по преданию, К. редактировал древнейшие канонические тексты в китайской культуре — «Шу цзин» и «Ши цзин», а также написал комментарий к «И цзин».
Найденное сочетание традиционализма с имеперативом личной ответственности каждого за состояние дел в Поднебесной в исторической перспективе обнаружило свою исключительную продуктивность. Уже при империи Хань (2 в. до н.э. — 3 в. н.э.) конфуцианство превратилось в государственную идеологию и впоследствии фактически стало основой специфически-китайского образа жизни, во многом сформировав уникальный облик китайской цивилизации.
В.Н. Фурс