КОНДРАТЬЕВ

КОНДРАТЬЕВ Михаил Юрьевич (р. 1956) — российский психолог, специалист в области социальной, пенитенциарной, возрастной и педагогической психологии. Д-р психологических наук (1994), чл.-кор. РАО (1996). Занимал должность отв. секретаря Экспертного совета ВАК РФ по направлению "Педагогика и психология" (1994—1995). Декан и профессор фак-та социальной психологии Московского городского психолого-педагогического ин-та (с 1998 г.). Награжден премией Президента РФ в области образования (1998). К. окончил исторический фак-т

Московского государственного педагогического ин-та (МГПИ) им. В.И. Ленина (1979). Профессиональную деятельность начал в НИИ ОиПП АПН СССР (1977—1998), работая в лаборатории психологии личности. В 1983 г. защитил канд. дис. &quot

;Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей", в которой был описан и экспериментально зафиксирован феномен "нисходящей слепоты", отражающий специфическую зависимость характера межличностного восприятия в группах от положения субъекта взаимодействия во внутригрупповой статусной иерархии. Продолжая исследования в этом направлении, был одним из авторов и соред. коллективной монографии "Личность и межличностные отношения в коллективе", Ульяновск, 1988. Исследовал социальные ситуации развития подростков в условиях пенитенциарных учреждений.

Изучал проблемы авторитета личности ("Слагаемые авторитета", 1988) и разрабатывал концепцию "значимого другого". Разработал специальные исследовательские методики для определения круга авторитетных лиц, социально-психологическую методику на основе модификации техники "репертуарных решеток" (Дж.Келли) и др. (&quot

;Социально-психологическая диагностика межличностных отношений подростков", в кн. Социально-психологическая диагностика — коррекционный инструментарий. М., 1993). В 1994 г. защитил докт. дис. на тему "Психология межличностных отношений подростков в закрытых учебно-воспитательных учреждениях", основные идеи которой изложены в монографиях "Подросток в системе межличностных отношений закрытого воспитательного учреждения" (1994), "Подросток в замкнутом круге общения" (1997). Наряду с исследовательской работой в ПИ РАО по совместительству работал в.н.с. Федерального института социологии образования МО РФ (1993—1994), вел преподавательскую работу в Российской Академии Государственной службы при Президенте РФ, в УРАО. Автор книг, в том числе глав и разделов учебников: "Социальная психология", М., 1987; "Введение в психологию", М., 1997; "Социальная психология личности в вопросах и ответах", Ростов/Дон, 2000; "Психология", М., 2001.

Л.А. Карпенко