КОМПЛЕКСЫ

Комплексы (в мышлении) — 1) совокупность представлений, связанных между собой в психике какого-либо индивида. С точки зрения ассоцианистской психологии, вхождение в поле сознания определенного представления влечет за собой приближение связанных с ним К. к порогу сознания и вытеснение других представлений. Борьба К. за место в сознании, т. о., определяет динамику сознательных процессов. По мнению представителей Вюрцбургской школы (О. Зельц), К. актуализируются не по ассоциации, а в результате специфической реакции на структуру задачи. "Сознавание" задачи является схемой К., необходимых для ее решения. К. актуализируются в ответ на эту схематическую антиципацию. Ж. Пиаже считал, что основу К. образуют системы (группировки) умственных операций; 2) по Л.С. Выготскому, К. — функциональный эквивалент понятия, свойственный детскому и примитивному мышлению. Как и понятие, К. являются мысленным объединением объектов в класс. Однако основу этого объединения составляет не общий признак или группа признаков, как это свойственно понятию, а более примитивная связь. Различают: 1) ядерный К., в котором все объекты связаны с одним (ядром), но по разным основаниям; 2) цепной К., где каждый элемент имеет общий признак с соседним; 3) К-коллекцию, где объекты дополнительны друг другу; 4) диффузный К., где объекты связываются не идентичностью, а лишь приблизительным сходством свойств; 5) псевдопонятия. Выготский считал, что К. являются одним из генетических корней понятий, наряду с процессами абстракции. Наличие К. вместо понятий в детском и примитивном мышлении позволяет, по мнению Выготского, объяснить многие феномены — развитие значений слов в детской речи, явление партиципации, развитие языка и т. д. Для Пиаже, наоборот, особенности детских понятий и определений сами являются следствием отсутствия уравновешенных операций в мышлении.

Д.В. Ушаков