КОМПЕНСАЦИЯ

Компенсация — один из защитных механизмов психики и принципов ее онтогенетического развития. Под К. понимаются определенные психические процессы, а также связанные с ними действия и поведение человека, которые имеют целью уравновесить, возместить какой-то реальный или вымышленный недостаток. Компенсаторные процессы в психической сфере подобны процессам саморегуляции и К. в физиологической сфере. Согласно А. Адлеру, быть человеком означает обладать чувством неполноценности, которое постоянно требует своей К.

Страдая от реальной или вымышленной неполноценности, человек бессознательно стремится ее компенсировать или сверхкомпенсировать. Если признания и самоутверждения не удается добиться в реальной жизни, он может достигнуть цели в невротическом состоянии, фантазиях или сновидениях. К. и сверх-К. различаются по конечным целям: первая выражает стремление сравняться в чем-то очень важном с другими людьми, а вторая — превзойти всех других. Именно сверх-К. ведет к появлению личностей, добивающихся поразительных (по значимости для человечества) результатов. По Адлеру, например, Наполеон добивался славы как компенсации своего маленького роста, а путь Демосфена в знаменитые ораторы лежал через преодоление сильных недостатков речи. Механизмы психической К. очень значимы в развитии человека и его деятельности. Однако Адлер, объявив их определяющими всю направленность личности, чрезмерно гипертрофировал их роль. Большое значение процессам К. придавал К.Г.

Юнг. Он считал, что взаимодействия сознательного и бессознательного имеют прежде всего не противоборствующий, а "компенсаторный" характер, благодаря чему образуется тотальная самость. Сверх-К. далеко не всегда носит социально приемлемый характер и может трагично противопоставлять человека обществу. Так, Юнг в "Психологических типах" говорит о фанатизме как сверх-К. сомнения. В современных исследованиях признается важность компенсаторных и гомеостатических процессов; однако подчеркивается их базовый вспомогательный характер для обеспечения более высоких психических функций и целей, связанных с поисковой и творчески-преобразовательной деятельностью.

А.Э. Воскобойников