КЕЛЛИ РЕПЕРТУАРНЫХ РЕШЕТОК ТЕХНИКА

Келли репертуарных решеток техника (Repertory Grid Technique) — метод изучения индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Предложен Г. Келли в 1955 г.

Понятие индивидуальной системы конструктов относится к системе отношений и установок человека к миру.

Согласно Г. Келли, "конструкт можно представить себе как референтную ось, основной параметр оценки… На поведенческом уровне его можно рассматривать как открытый человеком способ поведения…" (Ф. Франселла, Д. Баннистер, 1987). Описание конструкта, по Г. Келли, удобнее всего провести в биполярных понятиях, при этом конструкт становится тем, "чем два или несколько объектов сходны между собой и, следовательно, отличны от третьего объекта или нескольких других объектов" (там же, с. 35). Биполярность конструктов дает возможность получить матрицу взаимоотношений между ними, позволяющую провести различные процедуры латентного анализа, который выявляет структуру смысловых параметров, лежащих в основе восприятия данным человеком себя и других людей, объектов и отношений.

Несмотря на внешнее сходство некоторых процедур, общую направленность на выявление "личностных смыслов" и принадлежность к методам экспериментальной психосемантики, К. р. р. т. радикально отличается от метода семантического дифференциала. В технике, предложенной Ч. Осгудом, используются заданные извне конструкты, в то время, как К. р. р. т. направлена на выявление "собственных", индивидуальных, создаваемых непосредственно в ходе обследования конструктов. В отличие от семантического дифференциала, выбор конструктов и их значений ограничивается "диапазоном применимости". Принцип "диапазона применимости" является вторым (вместе с принципом биполярности) фундаментальным принципом К. р. р. т., подчеркивающим, что каждый конструкт может быть применен к ограниченному набору (репертуару) объектов (элементов).

Техника репертуарно-матричного тестирования представляет собой реализацию индивидуально-ориентированного подхода к субъективному шкалированию. При этом целью является не столько сравнение оценок испытуемого с нормативными данными, сколько реконструкция индивидуальной системы смысловых единиц, обобщений, противопоставлений, лежащих в основе объективного отношения к себе и окружающим, выявление уникальных, непохожих на групповые, конструктов (принцип индивидуальности). Репертуарно-матричные методики являются перспективным направлением развития современной психосемантики и психодиагностики. В отечественной психологии репертуарно-матричные методики являются объектом широких теоретических и экспериментальных исследований (П. Н. Козлова, 1975; Л. П. Хохлова, 1981; В. В. Столин, 1983; В. И. Похилько, 1987;). В 1983 г. была разработана модификация техники "репертуарных решеток", позволившая использовать К. р. р. т. в социально-психологических исследованиях (М. Ю. Кондратьев, 1983, 2005).

Л. Ф.

Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии