ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОПРОСНИК

Личностной ориентации опросник (Personal Orientation Inventory, POI) — опросник личностный. Предложен Э. Шостромом в 1963 г., предназначен для измерения степени самоактуализации личности. Л. о. о. состоит из 150 утверждений, которые были разработаны на основании ценностных суждений пациентов, выделенных психотерапевтами в своей практике. Задача обследуемого в каждом случае выбрать из двух утверждений одно наиболее для него подходящее. Л. о. о. включает в себя две основные шкалы личностной ориентации — &quot

;Времени" и "Опоры" и 10 подшкал. Оценки по основным шкалам являются относительными. Они представляют собой отношение Времени (отношение временной некомпетентности к временной компетентности) и отношение Опоры (отношение опоры на других к опоре на себя). По мнению автора, относительные оценки шкал Времени и Опоры представляют две главные области, важные для развития личности по пути к самоактуализации.

Отношение Времени самоактуализирующейся личности составляет приблизительно — 1:8, несамоактуализирующейся — 1:1. Отношение Опоры самоактуализирующейся личности равно 1:3, несамоактуализирующейся — 1:1. В случае необходимости быстрой диагностики степени самоактуализации личности можно использовать оценки только по двум основным шкалам.

Оценки по каждой из 10 подшкал предназначены для отражения различных аспектов, важных в развитии самоактуализации. Утверждения основных шкал Времени и Опоры не перекрываются, а подшкалы состоят из утверждений, одновременно входящих в другие шкалы. 1.

Отношение Времени (Т(I):T(C)) состоит из 23 утверждений и определяет, насколько человек живет в "настоящем" в противоположность "прошлому" и "будущему". Компетентная во времени личность (Т(С)) живет главным образом в настоящем, некомпетентная — (Т(I)) — живет в прошлом или будущем. 2. Отношение Опоры (O:I) состоит из 127 утверждений и определяет насколько способ реагирования индивида характеризуется ориентацией на "других" (O) или на себя (I). Направленные на себя или внутренне ориентированные индивиды руководствуются главным образом собственными принципами и мотивами, а направленные на других в большей степени зависят от окружения или внешних сил.

Подшкалы: 1. Ценность самоактуализации (SAV) — измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, характерные для самоактуализирующейся личности. 2. Шкала экзистенциальности (Ex) — измеряет способность человека ситуационно реагировать без ригидной приверженности принципам. 3. Шкала реактивной чувствительности (Fr) — измеряет сензитивность или отзывчивость на чувства и нужды других людей. 4. Шкала спонтанности (S) — измеряет, насколько свободно личность может спонтанно реагировать или быть собой. 5. Шкала самоуважения (Sr) — измеряет пособность человека утверждать себя благодаря собственной силе и значимости. 6. Шкала принятия себя (Sa) — измеряет способность утверждать или принимать себя, несмотря на свои слабости и недостатки. 7. Шкала природы человека (Nc) — измеряет степень конструктивности взглядов на природу человека, природу мужественности и женственности. 8. Шкала синергии (Sy) измеряет способность человека быть целостным, превзойти дихотомию. 9. Шкала принятия агрессии (A) — измеряет способность человека принимать чью-либо природную агрессивность как противоположность отрицанию и подавлению агрессии. 10. Шкала способности к близким контактам (C) — измеряет способность человека развивать широкие и близкие взаимоотношения с другими людьми, не обременяя себя ожиданиями и обязательствами.

Обработка результатов проводится вручную или с помощью компьютера.

Ответ, совпадающий с ключом, оценивается в один балл. Полученные по каждой шкале баллы суммируются и заносятся в специальный бланк. Завершается обследование построением индивидуального профиля, для чего сырые баллы с помощью таблицы переводятся в стандартные T-баллы, со средним значением 50 и стандартным отклонением 10. Оценки выше 50, но ниже 60 Т-баллов наиболее характерны для самоактуализирующейся личности.

Отправным пунктом исследований Э. Шострома была концепция самоактуализирующейся личности, наиболее полно развитая в работах А. Маслоу (1954, 1962). Необходимость создания Л. о. о. была продиктована потребностью многих консультантов и терапевтов во всестороннем измерении ценностей и некоторых особенностей поведения человека, имеющих наибольшее значение для развития самоактуализации. Тест является валидным и надежным инструментом.

В СНГ существует адаптированный вариант методики. Стандартизация проводилась на студентах вуза (А. А. Рукавишников, 1991). Сообщается о высоких показателях его валидности и надежности. Л. о. о. может использоваться в клиниках и консультативных службах.

Л. Ф. Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии