Лири интерперсональный диагноз (Leary Interpersonal Diagnosis) — опросник личностный. Разработан Т. Лири в 1957 г. и направлен на диагностику межличностных отношений и свойств личности, существенных при взаимодействии с другими людьми. Задача испытуемого при работе с опросником состоит в соотнесении каждой из 128 лаконичных характеристик с оценкой своего "Я".
Каждая из эпитетов-характеристик имеет порядковый номер. Характеристики могут размещаться на карточках с последующей сортировкой, либо в тестовой тетради с фиксацией ответа ("да" либо "нет") на отдельном бланке. Примеры характеристик:
Итак, какой Вы человек?
1. Умеет нравиться.
2. Производит впечатление на других.
3. Умеет распоряжаться, приказывать.
…………………………………………………
127. Заботится о других в ущерб себе.
128. Портит людей чрезмерной добротой.
Для проведения обследования обычно требуется не более 10—15 мин. Согласно "ключу" определяются первичные оценки по 16-ти характеристикам, формирующим 8 октантов, так называемых дискограммы, отражающим тот или иной вариант межличностных отношений: 1.
Властный — лидирующий; 2. Независимый — доминирующий; 3. Прямолинейный — агрессивный; 4. Недоверчивый — скептический; 5. Покорный — застенчивый; 6. Зависимый — послушный; 7. Сотрудничающий — конвенциальный; 8. Ответственный — великодушный.
Количественные показатели (баллы, соответственно числу совпадений с "ключем") откладываются на соответствующей номеру октанта координате, каждая из которых размечена дугами. Расстояние между дугами кратно четырем 0, 4, 8, 12, 16. На уровнях, соответствующих полученным баллам, в каждом октанте проводится дуга. Отделенная внутренняя часть октанта заштриховывается.
Полученные профильные оценки наглядно показывают преобладающий стиль межличностных отношений. Характеристики, не выходящие за уровень 8 баллов, соответствуют "гармоническим личностям". Более высокие показатели соответствуют акцентуации определенных поведенческих стереотипов. Оценки, достигающие уровня 14—16 баллов, свидетельствуют о трудности социальной адаптации.
Низкие показатели по всем октантам (0—3 балла) могут быть результатом скрытности или не откровенности испытуемого. Если в дискограмме отсутствуют октанты, закрашенные выше уровня 4 баллов, данные обследования считаются сомнительными. Предполагается, что испытуемые не проявили необходимой откровенности. Первые четыре типа межличностного поведения, соответствующие 1—4 октантам характеризуются преобладанием не конформных тенденций и склонностью к конфликтным проявлениям (3 и 4); большой независимостью мнений, упорством, тенденцией к лидерству (1 и 2).
Другие четыре октанта (5—8) представляют противоположную картину. У лиц с высокими показателями преобладают конформистские установки, покладистость (7 и 8), неуверенность, склонность к компромиссам (5 и 6).
>Интерпретация данных должна опираться главным образом не на абсолютные величины приведенных показателей, а на совокупность их взаимоотношений. Дополнительно к анализу дискограммы могут быть рассчитаны "фактор доминантности" (V) и "фактор доброжелательности" (G) согласно приведенным ниже формулам:
V= I-V+0.7(II+III-VI-IV)
G= VII-III + 0.7(VIII+VI-IV-II)
При разработке методики автор исходил из концепции Г. Салливана (1953). Теоретический подход Г. Салливана к пониманию личности исходит из определяющего значения оценок и мнений значимых для данного индивида окружающих, под влиянием которых и происходит его персонификация, т. е. формирование личности.
В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется стилем межличностного поведения. Реализуя потребность в общении и в осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых других на уровне осознанного самоконтроля, а также неосознанной символической идентификации. Основываясь на том, что личность проявляется в поведении в процессе взаимодействия с окружающими, Т.
Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде восьми общих или 16-ти более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия. Соответственно классификации вариантов межличностного поведения был разработан опросник, задуманный как средство клинической диагностики.
Конструирование опросника происходило на основе сопоставления контрастных, как бы заостренных моделей стиля межличностного поведения. Т. Лири выделяет пять уровней исследования интерперсонального поведения личности. Особенно значимыми, с его точки зрения, являются 1, 2 и 5. "Уровень 1" содержит наблюдаемое поведение людей, т. е. поведение, диагностируемое на основании оценок других людей. "Уровень 2" связан с оценкой собственного поведения, или же оценкой близких людей — отца, матери, супруга и т. д. "Уровень 5" отражает моральный профиль индивида, его идеальное "Я".
Соответственно этим уровням можно видоизменять инструкцию и оценивать соответственно себя, других, моделировать собственный идеал. Л. и. д. проходил проверку на конструктную валидность путем сопоставления с данными обследования по MMPI. Была установлена достоверная связь между типами интерперсонального поведения, выделенными Т. Лири, и некоторыми клинически определенными состояниями, проявляющимися аналогичными поведенческими характеристиками, отраженными и в профилях MMPI. Имеются данные о наличии связи факторов Л. и. д. с некоторыми показателями "
;Шестнадцатифакторного личностного опросника" Р. Кеттела.
Исследование факторной валидности показало, что исследуемые Л. и. д. показатели связаны с двумя биполярными факторами: "доминантность — подчиненность" и "дружественность — враждебность". Это привело к заключению о зависимости стилей интерперсонального поведения от указанных факторов. Комбинация этих факторов в наибольшей степени определяет вид дискограммы, разделенной на квадранты вертикальным вектором (доминантность — подчиненность) и горизонтальным вектором (дружественность — враждебность). Надежность ретестовая (интервал ретеста — 10 дней) колеблется по отдельным показателям от 0,63 до 0,81. Коэффициенты внутренней согласованности для факторов, полученных в ходе исследования при установке испытуемому дать оценку собственного "Я", принимают значения от 0,35 до 0,72, а в случае моделирования идеала "Я" — от 0,16 до 0,66.
Л. и. д. получил широкое распространение, переведен на многие языки. В 1990 г. вышло руководство к русскоязычной версии Л. и. д. (Л. Н.
Собчик). В ходе подготовки этой версии был накоплен не только значительный опыт применения методики, но и существенно переосмыслена теоретическая концепция.
Феноменология метода была рассмотрена с позиций индивидуально-типологического подхода. Опираясь на положение С. Л. Рубинштейна о роли врожденных индивидуальных свойств, опосредующих усваиваемый социальный опыт и единство социальных и биологических факторов в формировании личности, Л. Н. Собчик (1972, 1974) предлагает рассматривать типологию устойчивых личностных свойств как ведущих тенденций, связанных с эмоционально-динамическими паттернами, уходящими корнями в тип высшей нервной деятельности, и индивидуально-личностными свойствами, придающими специфику стилю переживаний, межличностного поведения, мотивации. Методика получила широкое применение в сфере изучения отношений больных к стилю психотерапевтического воздействия врача (Л. И. Вассерман, В. В. Богаров, В. А. Ташлыков, 1985); при исследовании взаимоотношений в производственных и студенческих группах (М. С. Малешкина, 1986).
Л. Ф. Бурлачук
Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии