МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ

Музыкальный слух — социально детерминированная и формирующаяся в процессе развития человека способность различать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных произведений и воспроизводить их. М. с. — это сложная, многосоставная система, выполняющая познавательную и творческую функции.

Многокомпонентность музыкально-слуховой системы обусловлена составом музыкальных звуков, сложностью строения, структуры и содержания музыкальных произведений, многообразием средств художественной выразительности. В зависимости от целей и задач музыкальной деятельности выделяются следующие уровни и виды М. с.: на сенсорном уровне — абсолютный и бинауральный; на перцептивном уровне — звуковысотный, тембровый и динамический; на эмоционально-семантическом уровне — мелодический, гармонический и полифонический; на интегрально-семантическом уровне — чувство формы и архитектонический М. с. Особое место занимает абсолютный слух — локализованная реакция на высоту звука, которая осуществляется на уровне ощущения. Психологическая природа абсолютного слуха проявляется в запечатлении абсолютной высоты звука как индивидуализированного, присущего каждому звуку качества вне зависимости от его интервальных отношений с другими звуками.

Это, а также довольно редкое проявление абсолютного слуха среди профессиональных музыкантов дают основания считать абсолютный слух врожденным качеством. Оно подтверждается ранним его проявлением с момента ознакомления ребенка с названиями звуков, что позволяет взрослым фиксировать его наличие. Врожденность абсолютного слуха доказывается также безуспешными попытками его воспитания (М. Майер, В.

Келер, Е. Мальцева), его устойчивостью на протяжении жизни музыканта, у которого он обнаружился. Истинный абсолютный слух — это способность называть звуки или воспроизводить их без сравнения с каким-либо звучащим или запечатленным эталоном. В отличие от истинного псевдоабсолютный М. с. развивается благодаря постоянному запечатлению высоты звуков какого-то одного преобладающего тембра в результате длительной интенсивной музыкальной деятельности (при наличии определенных природных предпосылок). Псевдоабсолютный слух отличается большей зависимостью от тембровых и ранее усвоенных моторных ощущений, от воспроизведения высоты звука голосом или на музыкальном инструменте. В музыкальной деятельности большее значение придается относительному М. с., в состав которого входят ладовое чувство и музыкально-слуховые представления; их слабое развитие не может быть восполнено наличием абсолютного слуха.

М.С. Старчеус