НЕГАТИВНОСТЬ

НЕГАТИВНОСТЬ — конститутивный принцип социально-символического порядка, отличающий его от природного. Фрейдовская концепция Н. рассматривается в плане сексуального запрета («репрессия в подсознании»). Марксистская доктрина анализирует структуру отношений собственности — обладание вещами характеризуется скорее отрицательно, как ограничение прав других на этот предмет. Хайдеггеровская трактовка «выдвинутости в ничто» выводится из группового «тебе-не-должно» в отношении индивида. Э. Берк считает, что Н. как таковая предполагает некий общий травматический опыт отсутствия. Берк сводит понятие Н. к лингвистической (равной социальной) парадигме.

Н. формируется вначале как объективное с переходом в субъективное (универсализация качества).

«Нет» может ощущаться как позитив в смысле чувства абсолютного в себе, а не страха внешнего взыскания. Любой опыт окрашен Н. Сущность языка как символического действия определяется во взаимодействии с Н. Парадокс Н. в том, что полярные термины и исключают друг друга, и зависят друг от друга.

Развивая понятие «Н.», Берк обозначает формы эволюции Н.: 1. Примитивный негатив — то, что хочется, но нельзя или страшно получить. 2. Негатив как рациональный, разумный или драматический позитив. Вопрос выбора и пути достижения цели. Актуализация «Н. свободы». 3.

Совершенный негатив как переход от «тебе-не-должно» к «это нельзя». В этом способе трактовки заключена форма, которая трансформируется в другую форму. Человек должен установить отношение, в котором будет сформирован смысл негатива или позитива.

Представителями северо-американской формальной традиции («новой критики») выделены и разработаны два подхода к Н.: 1) научный (Я как определение). Индивид пытается (вос)произвести свою индивидуальность в тексте (письме-чтении), используя универсальные принципы антропологической артикуляции; 2) драматический (Я как действие). Основа драматического — различие между человеком и предметной реальностью: «Things move, persons act» /»Предметы (вещи) двигаются, личности действуют». — Ред./. Подобное построение сформировало новый концептуальный аппарат гуманитарного исследования и разработало связанную с ним новую модель порождения значения и, шире, неклассического типа философствования.

Е.В. Матусевич