НАЙССЕР

НАЙССЕР (Neisser) Ульрих (р. 1928) — американский психолог немецкого происхождения. Специалист в области экспериментальной, когнитивной и экологической психологии, философии психологии. Образование получил в Гарвардском ун-те (бакалавр, 1950), в Свортмор-Колледже (магистр, 1952), после чего вернулся в Гарвардский ун-т, где защитил докт. дис. по философии (1956). Работал в должности профессора психологии ун-та Эмори (Атланта, Джорджия). Был чл.

Центра по развитию наук о поведении АРА (1973—1974), а также Общества экспериментальной психологии. Входит в состав редакционных советов "American Journal of Psychology", "Applied Cognitive Psychology", "Philosophical Psychology". В 1960-е гг. занимался экспериментальными исследованиями познавательных процессов, моделируя информационный поток, проходящий через различные ментальные стадии.

Исследуя память, ввел такие термины, как "иконическая память", "эхоическая память", а также понятия: "преднастроечные процессы" и "фигуративный синтез", чтобы определить некоторые из этих стадий и создать такие методы, как визуальный поиск и селективное наблюдение. Обобщил эти исследования в книге "Cognitive Psychology" (1967), в которой очертил основной круг проблем когнитивной психологии. Позже, общаясь со своим коллегой, Дж.

Гибсоном, а также анализируя развитие когнитивной психологии, пришел к выводу, что для разработки информационных моделей его стратегии не настолько эффективны, как это ему казалось вначале. Недооценивалось обилие информационных стимулов, делался чрезмерный акцент на результатах, полученных в искусственных условиях, что могло увести внимание в сторону от понимания реальных когнитивных процессов в естественных информационно насыщенных условиях. Это изменение своих взглядов Н. сформулировал в книге "Cognition in Reality" (1976) (издана в рус. пер. "Познание и реальность", 1981), подтвердив их экспериментами (особенно с разделенным и селективным вниманием).

В 1982 г. он описал их применительно к изучению памяти в книге "Memory Observed: Remembering in Natural Contexts".

Важным следствием его работы было усиление позиций экологического подхода, который стал реальной альтернативой информационным технологиям во многих сферах когнитивной психологии. Он последовательно занимался изучением требований, предъявляемых к искусственному интеллекту и более общими проблемами интеллекта. Большая часть его последующих эмпирических исследований относилась к сфере памяти, внутренних образов и приобретению навыков. Кроме вышеперечисленных, Н. автор монографий: &quot

;The School Achievement of Minority Children: New Perspectives", 1986; "Remembering Reconsidered: Ecological and Intellectual Factors in Categorization" (with E. Winograd), 1988; "The Perceived Self: Ecological and Interpersonal Sources of Self-Knowledge", 1993; "The Remebering Self: Construction and Accuracy in the Self-Narrative" (with R. Fivush), 1994.

С.В. Ильина, Л.А. Карпенко