ОРУДИЙНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ДЕТСКИЕ

Орудийные действия детские — важнейший вид действий в составе предметной деятельности. Специфика этих действий состоит в том, что в процессе их выполнения один предмет (орудие) используется для воздействия на другой. Действия ребенка до полутора лет похожи на орудийные действия животных, но позднее вырисовывается их кардинальное отличие.

Во-первых, в процесс выполнения орудийного действия начинает активно включаться речь. Опосредствуя орудийные действия ребенка, она начинает осуществлять функцию планирования, предвосхищения результатов действия, делает решение практической задачи независимым от наличной ситуации. Во-вторых, ребенок овладевает социально выработанными способами употребления орудий. Если раньше они использовались им как продолжение руки (аналогично их использованию животными), то постепенно, напротив, движение руки начинает приспосабливаться к "логике орудия" (П.Я.

Гальперин). В нашей культуре первым орудием, используемым ребенком, обычно становится ложка. Несколько позднее он начинает использовать карандаш, совочек, игрушечные инструменты и др. орудия.

К.Н. Поливанова