ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕТОДИКА

Объектных отношений методика (Object Relations Technique, ORT) — проективная методика исследования личности. О. о. м. сходна с тематической апперцепции тестом и опубликована Х. Филлипсоном в 1955 г. Стимульный материал О. о. м. состоит из 12 рисунков. На рисунках изображены люди, находящиеся как в одиночестве, так и в окружении других людей.

Испытуемому предлагается составить рассказы по каждому рисунку. Согласно схеме анализа Х. Филлипсона, интерпретации подлежат: 1. Особенности восприятия ситуации, изображенной на рисунке. 2. Описание людей, являющихся действующими лицами рассказа и их взаимоотношений. 3. Структура рассказа. Теоретической основой О. о. м. является психоаналитическая теория объектных отношений.

Теория объектных отношений представляет собой попытки описания (заметно отличающиеся в интерпретации различных авторов) личности и личностного развития в рамках смены объектных отношений. Это отношения с людьми, с которыми личность взаимодействует (первоначально — отношения с матерью). Отношения придают смысл инстинктам, форму и структуру "Я". При анализе психических особенностей личности наибольшее внимание уделяется степени дифференциации себя от других и степени зависимости от других.

В настоящее время при интерпретации часто используются дифференциальные критерии О.

Кернберга: 1) чувство реальности; 2) интеграция "Я"; 3) уровень развития защитных механизмов. Интерпретация данных, полученных с помощью О. о. м., в основном качественная (с позиций психоанализа). Развернутые данные о валидности и надежности в имеющейся литературе отсутствуют. О. о. м. применяется, как правило, в клинической психологии для изучения личностной динамики в процессе психотерапии. В настоящее время проводятся так же исследования с помощью О. о. м. в детской психологии, психологии труда, межкультурные исследования, изучение особенностей защитных механизмов. О. о. м. широко распространена в Великобритании, Южной Америке, Северной Европе и США.

Л. Ф. Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии