ПСИХОПАТОЛОГИЯ

Психопатология (греч. psychē — душа, páthos — страдание, болезнь и logos — учение, наука) — раздел медицинской психологии, в котором изучаются психологические аспекты аномального изменения личности и динамики её дезадаптивного поведения в результате влияния врождённой или приобретённой патологии мозга и нервной системы, психотравмирующих событий, разного рода психических и соматических заболеваний. П. тесно связана с патопсихологией, поскольку обе дисциплины имеют дело с одним и тем же объектом исследования — нарушением психической деятельности. При этом если патопсихология в своих исследованиях опирается на патопсихологический эксперимент (Б. В. Зейгарник), в котором используются психологические методы и соответствующий язык описания полученных результатов, то П. больше повёрнута в сторону общей и социальной психиатрии, в связи с чем врачи-психиатры считают её разделом психиатрии. Как следствие в П. наряду с психологическими используются клинические методы исследования и медицинская терминология (этиология, патогенез, симптом, синдром и т. п.). Предметом психопатологических исследований в основном выступают: 1) конкретные расстройства, которые могут быть сведены в две основные группы. В первую входят синдромы, где наиболее характерными и постоянно присутствующими являются либо поражение когнитивных функций (память, интеллект и обучаемость), либо нарушения осознавания (расстройства сознания и внимания). Для второй группы синдромов наиболее характерным являются расстройства восприятия (галлюцинации), содержания мыслей (бред), настроения и эмоций (депрессия, приподнятость, тревога) или общего склада личности и поведения.

Когнитивные или сенсорные дисфункции при этом минимальны или трудно устанавливаемы; 2) другим предметом исследования П. являются нарушения в социально-психологической сфере и поведении, например, касающиеся психологического функционирования, снижения продуктивности деятельности, препятствий к выполнению социальной роли и т. п.; 3) ещё одним предметом исследований выступают расстройства психологического (психического) развития детей и подростков, к которым относятся эмоциональные расстройства и расстройства поведения (например, расстройства приема пищи, расстройства сна, половой идентификации, фобические тревожные расстройства и т. п.).

Л. А. Карпенко