ПСИХОЛОГИЯ АКТА

Психология акта — психологическая концепция австрийского философа Ф. Брентано, выступившая альтернативой вундтовской программе построения психологии как самостоятельной науки (1874).

Понимание Брентано сознания восходит к Аристотелю, который дал "фунциональное определение" души: у Брентано душа рассматривается как субстанциональный носитель духовных актов (среди которых выделяются акты представления, суждения и чувствования). Вместе с тем душа не есть предмет эмпирического изучения в психологии, которая должна изучать ее духовные (психические) акты.Сущность психического акта Брентано видел в его направленности на объект, в его "интенциональном отношении" к этому объекту.

Последнее понимается как ментальное (духовное) существование объекта в этом духовном акте, а не как независимое от акта существование внешнего предмета. Брентано призывал, т. о., изучать сознание в его не содержательном, а процессуальном аспекте (не результат, например, восприятия в виде ощущений зеленого, красного и т. п. цвета, а сам акт видения этого цвета, не представление, а "представливание" и т. п.). Содержания сознания Брентано считал не психическими, а физическими феноменами, которые не есть предмет психологического исследования. Методом изучения так понимаемого сознания Брентано считал метод "внутреннего восприятия" актов в их единстве (целостности), который противопоставлялся им методу "внешнего восприятия" в науках о физическом мире как методу расчленения изучаемого на элементы. Психология акта оказала влияние на идеи Вюрцбургской школы, изучавшей процесссуальную сторону мышления, и — шире — на немецкий функционализм, метод феноменологического наблюдения в целостной психологии.

Е.Е. Соколова