ПСИХОЛОГИЯ

Психология [греч. psychê — душа, logos — слово, понятие, учение] — многоотраслевая область научного знания, предметом изучения которой являются закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Современная П. представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики.

Возможными основаниями классификации отраслей психологической науки могут служить: 1) норма и патология психики и личности человека; 2) виды конкретной деятельности; 3) развитие личности и психики человека и животных; 4) отношение человека (как субъекта развития и деятельности) к природе, обществу, где осуществляется его деятельность и развитие. Итак, первое основание — норма и патология в П. Сюда могут быть отнесены такие отрасли, как: общая П. (в традиционном ее понимании в качестве учения о психических процессах и состояниях психики и личности человека), психофизиология, психофизика, патопсихология, клиническая психология, психология здоровья и др. Второе основание классификации — психологические аспекты различных видов деятельности: педагогическая П., инженерная П., юридическая П., космическая П., военная П., спортивная П. и др. Третье основание — выделение отраслей П., основывающихся на принципе развития: возрастная П. (П. детского, подросткового, юношеского возрастов, П. зрелости, геронтология), психогенетика, зоопсихология (сравнительная П. развития психики человека и животных), этология и др. Четвертое основание классификации — взаимоотношения и взаимодействия человека, природы и общества: социальная П., П. личности (персонология), политическая П., экологическая П. и др. Т. о., видно, что для современной П. характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность отраслей П., которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, вследствие того, что разные ветви П. тяготеют к разным смежным наукам (социологии, технике, зоологии, медицине и т. д., между которыми, естественно, мало общего), хотя и сохраняют общий предмет исследования — факты, закономерности и механизмы психики. Дифференциация П. дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит, во-первых, "стыковка" П. со смежными науками (через инженерную П. — с техникой, через педагогическую П. — с дидактикой и т. д.), во-вторых, внутри самой психологической науки обнаруживаются возможности объединения ранее не связанных между собой отраслей. Так, на основе точки зрения, согласно которой личность формируется не непосредственно, а через включение в совместную деятельность, намечается сближение социальной П. и П. труда.

История П. насчитывает не менее двух тысяч лет своего существования, на протяжении которых она развивалась главным образом в недрах философии и естествознания.

Лишь постепенно, начиная с ХХ века, она выкристаллизовалась в самостоятельную науку. К концу ХХ в. складываются категориальные системы П. как ее общее методологическое основание и существенно возрастает ее значение в связи со все большей включенностью П. в различные виды практической деятельности. Это привело к значительному увеличению количества психологов, а также к широкому развитию сети психологических учреждений во всех цивилизованных странах. Вместе с тем необычайно велико число научных школ и теорий, объясняющих сущностные характеристики психики и личности человека, дополняющих друг друга и зачастую вступающих в противоречие друг с другом. Настоящий и последующие тома "Психологического лексикона" дают развернутую характеристику П. в ее важнейших обнаружениях.

М.Г. Ярошевский