Психогенетика [греч. psyche — душа + genêtikos — относящийся к рождению, происхождению] — область знаний, пограничная между психологией и генетикой, предметом исследования в которой является соотношение и взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариативности психических черт человека. Хотя эта проблема существует с древности, возникновение П. как науки принято связывать с двумя работами Ф. Гальтона: книгой "Наследственность таланта" (1869) и небольшой статьей "История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания" (1875). Они положили начало двум методам П.: генеалогическому и близнецовому. Дальнейшая история П. тесно связана с успехами генетики количественных признаков, психологической диагностики, вариационной статистики. В последние годы психологические исследования все больше опираются на данные психологии развития, психофизиологии, молекулярной генетики.
В России психогенетические исследования начались и интенсивно развивались в 20—30-х гг. XX в.
Эти исследования возглавляли крупнейшие российские генетики (Ю.Н. Фильченко, Н.К. Кольцов), медицинские генетики (С.Г. Левит), психологи (А.Р. Лурия). Однако вскоре из-за разгрома генетики, евгеники, педологии эти работы были прерваны на несколько десятилетий. В настоящее время П. — интенсивно развивающаяся во всем мире самостоятельная наука. Существуют международные ассоциации исследователей, работающих в этой области; издаются журналы, монографии; регулярно публикуются обзоры; созываются международные конгрессы, конференции и т. д. Наибольшее количество работ в П. посвящено генотип-средовым соотношениям в изменчивости интеллекта (диагностируемого разнообразными тестами IQ), отдельных познавательных функций и способностей, динамических характеристик психики (в частности, относящихся к сфере темперамента); значительно меньше работ касается особенностей двигательной сферы человека.
В последние годы интенсивно формируются две новые ветви П.: генетическая психофизиология и генетика индивидуального развития. Первая исследует наследственные и средовые детерминанты, главным образом, биоэлектрической активности мозга и занимает в П. особое место, поскольку признано, что генотип может влиять на психику (поведение) только через морфофункциональный уровень.
Вторая изучает возрастную динамику генотип-средовых соотношений в изменчивости психологических признаков; роль наследственности и среды в преемственности этапов онтогенеза, в индивидуальных траекториях развития и ряд других проблем. Совокупность имеющихся в П. данных, полученных разными психогенетическими методами с использованием различных психодиагностических и генетико-математических процедур, говорит о том, что индивидуальные особенности психики человека в значительной мере определяются факторами наследственности — иначе говоря, существует некоторая первичная, кодированная в геноме человеческая индивидуальность. Взаимодействуя со средой развития, она и создает наблюдаемые индивидуальные психологические особенности ребенка и взрослого.
Однако крайне важно профессионально грамотно понять, что этот вывод реально означает. Во-первых, все данные П. говорят о факторах, формирующих межиндивидуальную вариативность (т. е. различия между людьми), а не о причинах формирования какого-либо признака у конкретного человека. Поскольку любой признак формируется во взаимодействии генотипа и среды, его наличная оценка может быть результатом преимущественного влияния любого из этих факторов.
Во-вторых, соотношение генетических и средовых детерминант в вариативности любого психологического признака — не фиксированная величина. Она меняется в зависимости от многих причин, связанных с возрастом, с типом и структурой выполняемой деятельности, семантикой внешних стимулов и т. д. В-третьих (и, может быть, это — самое главное), валидность заключения о генетической обусловленности какого-либо психологического признака полностью зависит от валидности диагностического инструмента, с помощью которого он оценивается. Наконец, в-четвертых, когда речь идет о психических (т. е. количественных, континуальных) признаках, "генетически заданное" не означает "неизменное". Даже признаки, в вариативности которых доля генетической дисперсии достаточно велика, могут меняться — как в ходе естественного развития, так и в результате специальных воздействий.
Одно из основных направлений современной П. — исследование средовых влияний. Принято выделять общесемейную и индивидуальную среду. Общесемейная среда различна в разных семьях, но одинакова для членов одной семьи (например, социо-экономический статус, стиль семейной социализации и т. д.) и потому повышает их сходство. Индивидуальная среда, наоборот, различна у разных членов семьи и потому снижает их сходство. Помимо этого, можно выделить и специфические среды пар родственников, например: особую среду близнецовых пар по сравнению с сиблингами, или среди монозиготных пар по сравнению с дизиготными и т. д.
С возрастом соотношение генетических и средовых детерминант, по-видимому, закономерно изменяется. Наиболее надежно это показано применительно к изменчивости интеллекта. Обобщающие работы говорят о том, что в детстве межиндивидуальная вариативность интеллекта определяется примерно в равных долях наследственностью, общесемейной и индивидуальной средой. Но, начиная примерно с препубертатного возраста, роль общесемейной среды резко падает, влияния же наследственности и индивидуализированной среды растут. Однако надо иметь в виду, что психологическое содержание формально выделяемых средовых факторов остается скрытым от исследователя, его верификация требует специальной организации эксперимента, дополнительного анализа и т. д.
Методы П. направлены на выделение генетических и средовых детерминант в вариативности психологических признаков. Они позволяют разложить общую дисперсию на отдельные компоненты (например, аддитивную и неаддитивную генетическую изменчивость; общесемейную и индивидуальную средовую изменчивость и т. п.) и оценить вклад каждого компонента в фенотипическую вариативность признака. Основными методами П. являются: метод близнецов, приемных детей, генеалогический, популяционный. Лучшая разрешающая способность — у двух первых.
И.В. Равич-Щербо