ПРОБА СТИМУЛЯТИВНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ

Проба стимулятивно-перцептивная (Modelo Estimulativo Perceptivo, MEP) — проективная методика исследования личности. Разработана Э. Романо в 1979 г.

Стимульный материал П. с.-п. представляет собой таблицы с изображением простых геометрических фигур черного цвета на белом фоне. Фигуры легко идентифицировать.

Для них характерна невысокая степень неопределенности, что ограничивает возможности выявления проективных феноменов. В соответствии с инструкцией требуется: 1) Описать на листе бумаги то, что испытуемый видит. 2. Рассказать, что напоминают предложенные фигуры. При интерпретации ответы испытуемых относят к одной из следующих категорий: геометрические, конфигуративные, обобщающие, графические, эмоциональные. Анализируются следующие параметры:

1.

Особенности интеграции эго-функций. По выполнению первого задания судят о сохранности у испытуемого чувства реальности.

Ответы рассматриваются как адекватные, если названия фигур соответствуют общепринятым. При более подробном анализе ответы делятся на собственно адекватные, адекватно-положительные (детальное описание характеризует развитые дискриминативные функции, точность — аналитико-синтетические функции, а оригинальность описания — склонность к инновациям), адекватно-отрицательные (соответственно избыток несущественных деталей, пропуски в описаниях и их неоригинальность). Эмоциональность ответов оценивается следующим образом: а) нейтральные эмоции; б) наличие тревоги, если испытуемый повторяется в ответах; в) наличие положительных эмоций — испытуемый воспринимает процедуру обследования как игру; г) наличие отрицательных эмоций (явных или скрытых), если ответ не дается, или дается необычный ответ, а также при задержках ответов, вербальной или невербальной демонстрации неудовольствия.

2. Проективные феномены.

Обнаруживаются при выполнении второго задания. Хотя структурные характеристики стимулов ограничивают проективность методики, могут диагностироваться явная или скрытая тревога, склонность к навязчивым состояниям и др. По восприятию стимулов судят об оценке внешней действительности, сравнивая воздействие стимулов со своего рода психической травмой. При этом анализируется, например, степень удовольствия-неудовольствия в процессе ответов, фиксации на невыполненном действии. В целом, анализ основан на выявлении связей между символами, особенностями их восприятия и бессознательными феноменами, присущими испытуемому.

3.

Способность к научению или к восприятию нового. Анализируются особенности памяти и способность к организации материала во времени, реорганизации собственного перцептивного поля.

4. Интерактивный потенциал. Определяется при групповом обследовании. Диагностируется степень адаптированности к действительности, конформизм, изоляция, тип лидерства и др.

Сведения о надежности и валидности отсутствуют, однако, автором отмечается соответствие данных П. с. п. результатам, полученным при использовании других методик. П. с. п. является скрининговой методикой и ее рекомендуется использовать на предварительном этапе обследования в клинической и педагогической психологии, психологии труда, в семейной консультации.

Л. Ф. Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии