Принцип детерминизма (в психологии) [лат. determinare — определять; principium — основа, начало] — признание необходимости изучать закономерные зависимости психических явлений от порождающих их факторов. Д. п. — закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Д. п. включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его, но не исчерпывается этим объяснительным принципом, поскольку существуют и другие формы Д. п., а именно: системный Д. п. (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), Д. п. типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину), статистический Д. п. (при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности), целевой Д. п. (предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения) и др. Развитие научного знания о психике связано с разработкой различных форм Д. п. Длительное время оно ориентировалось на механический Д. п., который представлял обусловленность психических явлений материальными факторами либо по образцу взаимодействия объектов в мире механики, либо по образцу работы технических устройств (машин). Несмотря на ограниченность этого воззрения (психические явления рассматривались только как последствия внешних влияний), оно дало психологии ее важнейшие учения: о рефлексе, ассоциациях, аффекте и др. В середине XIX в. возник биологический Д. п., открывший своеобразие поведения живых систем (учение Дарвина о естественном отборе) и утвердивший взгляд на психику как необходимую для их выживания функцию. Если механический Д. п. представлял психику побочным явлением (эпифеноменом), то теперь она выступила в качестве неотъемлемого компонента жизнедеятельности. В дальнейшем, когда было установлено, что этот компонент имеет самостоятельное причинное значение, возник психологический Д. п., получивший, однако, неадекватную теоретическую трактовку в учении об особой психической причинности, якобы противостоящей материальной (В. Вундт).
Иное понимание психологического Д. п. сложилось в трудах естествоиспытателей (Г. Гельмгольц, Ф.
Дондерс, И.М. Сеченов и др.), показавших, что обусловленные воздействием внешних объектов на организм психические явления (образ, реакция выбора и др.) формируются по законам, отличным от физических и биологических, и на этой основе выступают как особые регуляторы поведения. Внедрение в психологию идей естественно-научного психологического Д. п. привело к ее обособлению в самостоятельную область знания, изучающую процессы, подчиненные собственным закономерностям. Новая форма Д. п. была разработана марксистской философией, согласно которой активность сознания людей коренится в их образе жизни. Это создало методологические предпосылки для реализации Д. п. на уровне психосоциальной организации человеческой деятельности.
Основной принцип объяснения психики человека с позиций диалектического материализма обусловлен положением о том, что, изменяя реальный, независимый от сознания мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам. Благодаря этой деятельности одновременно порождаются и "внешнее" (продукты материальной и духовной культуры, в которых воплощаются сущностные силы человека), и "внутреннее" (сущностные силы человека, формирующиеся в процессе их объективации в этих продуктах). В этом плане может быть осмыслена "самопричинность" индивида, представление о том, что индивид есть причина себя в своих взамоотношениях с миром. Возможность самопричинности базируется на идее синхронической причинности, согласно которой каждый временнóй срез жизни индивида заключает в себе события, обладающие абсолютной новизной по отношению к событиям прошлого (несводимость настоящего к прошлому); именно такие инновации составляют источник самопричинности (В.А. Петровский).
М.Г. Ярошевский