ПРИВЫЧКА

Привычка — сформировавшееся действие, выполнение которого при определенных обстоятельствах стало потребностью человека. П. могут возникать в любой сфере деятельности и охватывать любые стороны поведения. П. могут быть полезными и вредными. Основная ответственность за формирование П. ложится на начальный период овладения тем или иным видом деятельности: П., сложившиеся первыми, значительно влияют на формирование последующих — облегчают или затрудняют их воспитание. При формировании П. имеет значение не только организация действия, но и повторное его выполнение при неизменных обстоятельствах, упражнения, что и превращает сформированное действие в П. Важнейшую задачу воспитания наряду с формированием полезных П. составляет борьба с вредными П. С физиологической точки зрения, искоренение вредной П. представляет собой разрушение динамического стереотипа. Поэтому, чем прочнее стереотип, т. е. чем "старее" П., тем труднее от нее избавиться. Для борьбы с вредной П. необходимо не только формирование отрицательного отношения к ней самого ребенка, но и такое изменение условий его жизни и деятельности, чтобы выполнение привычных действий, привычных форм поведения стало невозможным или было бы затруднено.

С.Ю. Мещерякова