Препсихопатические состояния (лат. prae — предшествующий + греч. psyche — душа + pathos — страдание) — начальная стадия в развитии психопатий, на которой еще отсутствуют тотальность патологических черт личности и существенные нарушения социальной адаптации. Психопатические черты личности обратимы и, при благоприятных условиях, психопатия может не сформироваться.
Клиническими особенностями этих расстройств являются полиморфизм, невыраженность и нестойкость черт личности этих пациентов, изменчивость, взаимозаменяемость, тесная зависимость от ситуации и от соматического состояния пациента. Возникающие время от времени "срывы" не отличаются глубиной. Речь идет об обратимом этапе психопатического развития личности, во многих случаях не предопределяющего форму развивающейся психопатии (О. В. Кербиков, В. Я. Гиндикин, 1960).
В группе "ядерной" психопатии длительность препсихопатической стадии колеблется от 8 до 16, в "краевой" — от 7 до 13, и в "органической" — от 10 до 15 лет. В "ядерной" группе биологическая неполноценность в виде "рассогласованности коры и подкорки" (И. П. Павлов) обнаруживается уже на ранних стадиях индивидуального развития. В младенческом возрасте это выражается в плаксивости с "закатываниями до посинения", судорожными подергиваниями мышц лица и конечностей, рудиментах истерических припадков.
В период 1-го возрастного криза (примерно 2—4 года) эти особенности усиливаются, появляются двигательная расторможенность, капризность, сверхтребовательность, демонстративность, трудности адаптации. Во время 2-го возрастного криза (6—7 лет, примерно) усиливаются претенциозность, впечатлительность и сенситивность, упрямство и непослушание, наклонность к паясничанью. В периоде негативной стадии пубертата (первая половина 3-го возрастного криза, примерно 11—15 лет) поведение становится все более дисгармоничным, все более усложненным и неадекватным.
В группе патохарактерологических развитий, т. е. "краевой" психопатии, обязанной своим возникновением, главным образом, отрицательным микросоциальным влияниям — неадекватному воспитанию и др., начало препсихопатического этапа относится к преддошкольному и раннему школьному возрасту, когда обнаруживается связь анамального реагирования с качественными изменениями окружающей среды. В этом периоде появляются стойкие реакции имитации, оппозиции и т. п.
В зависимости от интенсивности и продолжительности отрицательных средовых воздействий возникают разнообразные аффективные реакции, вегетативные и вазомоторные проявления, продолжительные состояния психической слабости и неустойчивости. Фиксируясь и закрепляясь, они во все большей мере определяют линию поведения подростка.
В "органической" группе первоначальные аномальные черты выявляются в период 1-го возрастного криза, выражаясь двигательной возбудимостью, крикливостью, расторможенностью; определяется некоторая замедленность развития интеллекта (конкретность мышления, рассеянность внимания и пр.). Уже на этом этапе появляются астенические черты в виде головных болей, пугливости, плаксивости, истощаемости, явлений раздражительной слабости.
Адаптационные трудности выявляются в период 2-го возрастного криза: неспособность к систематическим занятиям, избирательное отношение к отдельным предметам, непереносимость жестких, авторитарных требований дисциплины. В период негативной фазы пубертата поведение подростков принимает все более дисгармоничный характер, психопатическое реагирование возникает во многих повседневных ситуациях, присоединяются и невротические расстройства. К концу данной стадии наступает "кристаллизация" психопатического способа реагирования и расширение круга психопатических расстройств.
Выделение препсихопатической стадии формирования психопатий имеет важное лечебно-профилактическое значение, поскольку активное использование в этом периоде методов лечебной педагогики, психотерапии и применение некоторых психофармакологических средств (транквилизаторы, антидепрессанты, "поведенческие нейролептики, фитотерапия) может воспрепятствовать становлению психопатий (Б. С. Братусь и соавт., 1988; Э. Г. Костяшкин, 1970; В. Я. Гиндикин, 1996; В. Я. Гиндикин, В. А. Гурьева, 1999; R. Werner, 1979 и др.). В связи с необходимостью весьма трудного дифференцирования препсихопатических состояний с предболезненными психическими состояниями, а также уточнения клинических типов формирующихся психопатий и выявления наиболее устойчивых профессионально-значимых индивидуально-типологических особенностей безусловно показано психологическое тестирование: подростково-юношеский вариант стандартизованного многофакторного метода исследования личности — СМИЛ (Л. Н. Собчик, 1990), патохарактеролотический диагностический опросник для подростков (А. Е. Личко, 1976) и др. При этом, однако, не следует ставить знак равенства между П. с. как этапом в развитии психопатии, с одной стороны, и личностной акцентуацией как своеобразным и стационарным вариантом нормальной личности, с другой (К. Леонгард, 1981; А. Е. Личко, 1983).
В. Я. Гиндикин