ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКАЯ

Предметная деятельность детская — деятельность, направленная на овладение социально выработанными способами употребления различных "культурных предметов": орудий, игрушек, предметов одежды, мебели и т. п. Согласно концепции ведущей деятельности, П. д. является таковой в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет). Как и другие виды деятельности, П. д. развивается в сотрудничестве ребенка со взрослым, который задает образцы употребления различных объектов. Большое значение имеет также оценка взрослым попыток ребенка выполнить действие: эмоциональная поддержка, одобрение, похвала. Согласно данным Д.Б. Эльконина, "смысловой центр ситуации, в которой происходит усвоение предметных действий, — взрослый и совместная деятельность с ним".

Овладение предметным действием начинается с усвоения ребенком функции предмета, его назначения. Лишь затем постепенно осваивается операционально-техническая сторона действия.

Предпосылкой возникновения П. д. служит освоение физических свойств предметов, совершающееся во втором полугодии жизни ребенка в процессе предметно-манипулятивной деятельности. В ходе дальнейшего развития П. д. расширяется круг доступных ребенку предметных действий, усложняются сами эти действия. Важнейшими из них являются орудийные действия: использование ложки, игрушечных или настоящих инструментов и т. п. Усложняются также формы сотрудничества со взрослым. Наиболее ранней формой является совместное действие, при котором взрослый непосредственно направляет движение руки ребенка. Позднее у ребенка формируется способность воспроизводить образцы, заданные с помощью указательного жеста, показа и, наконец, словесной инструкции.

Предметные действия все более обособляются от ситуации непосредственного общения со взрослым, все большую роль в их освоении начинает играть отсроченное подражание его действиям. К концу раннего возраста на этой основе складываются ранние формы ролевой игры.

А.Л. Венгер