Порождение речи — 1) в психолингвистике и психологии речи — совокупность процессов перехода от речевого намерения (речевой интенции) к звучащему (или письменному) тексту, доступному для восприятия (идентификации и понимания).
Существуют различные концепции П. р. Так, в бихевиоризме и необихевиоризме процессы П. р. понимаются как результат эмпирической организации (под влиянием речевого опыта) речевых реакций (Б.Ф. Скиннер) или "наполнения" такими реакциями врожденной многоуровневой психофизиологической системы (Ч.Э. Осгуд). В концепции Н. Хомского и его последователей П. р. — процесс последовательной реализации семантических, грамматических и прагматических правил, формирующихся у носителя языка на базе врожденных когнитивных структур. В традиции отечественной психолингвистики процессы П. р. связываются с деятельностным характером речи. Это означает, что 1) последовательные этапы П. р. соотнесены с фазами (этапами) любой деятельности, т. е. предполагают ориентировку, планирование, реализацию плана и сопоставление результата с целью (контроль); 2) П. р. осуществляется как иерархическая система процессов, включающая уровень акта деятельности, уровень действий и уровень операций; 3) процесс П. р. предполагает обязательную мотивированность и целенаправленность; 4) П. р. носит эвристический характер, т. е. при поставленной сознательной цели говорящий может произвольно (сознательно или чаще бессознательно) выбирать оптимальный способ достижения этой цели (в плане стратегий и тактик П. р.).
Фазовая структура П. р., впервые проанализированная Л.С.
Выготским, включает "дограмматический" этап (план, замысел) внутреннего программирования высказывания, задающий содержательный инвариант высказывания (текста). Программа П. р. на этом этапе есть иерархическая система операций предицирования над исходными элементами типа семантизированных образов (предметных значений). На следующем этапе происходит переход от этой формы существования содержания к его оформлению в единицах языка (словах и словосочетаниях), а также от симультанной (одновременной, не развернутой во времени) предикативной организации к сукцессивной (линейной) последовательности языковых элементов, организуемой функционально-синтаксически, формально-синтаксически и в плане порядка слов (линейного синтаксиса).
Механизм выбора и организации слов в П. р. является, по экспериментальным данным, вероятностным и связан с классами операций: поиска семантических признаков слова, поиска их звуковых признаков и учета их субъективной вероятностной характеристики. Эти операции позволяют либо обнаружить в вербальной памяти соответствующую лексическую единицу, либо создать новую (окказиональную), либо, если оба варианта оказываются невозможными, выразить данное содержание последовательностью слов.
Механизм грамматического конструирования высказывания также включает несколько классов операций: механизм грамматикализации программы, т. е. переход от нее к опорным словам высказывания; механизм закрепления грамматических "обязательств", если они требуются структурой данного языка; механизм грамматического прогнозирования высказывания; механизм перебора возможных прогнозов и их сопоставления с программой и др. факторами.
Процессы П. р. не замыкаются в рамках отд. высказывания, но предполагают программирование (и отчасти реализацию) целостного текста и его отдельных содержательных "блоков". Это касается, в частности, функционально-синтаксического аспекта П. р.
А.А. Леонтьев